Как правильно делать намаз по сунне



Вопрос имаму

15.02.13. Ассаляму алейкум! Подскажите пожалуйста: когда правильнее делать зикр после фард намаза или после сунны? Гульсина.

Уа алейкум ассалам, Гульсина.

Для начала хотелось бы отметить, что зикр после намаза не является предписанием молитвы, но является крайне желательным, поэтому пренебрегать им не стоит. О достоинстве закра после намаза Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто после каждой молитвы будет говорить по тридцать три раза слова «Субхана-Ллах», «Альхамду ли-Ллях» и «Аллаху акбар», говоря на сотый раз: «Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кули шей-ин къадир», – простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской!» Привел имам Муслим.

Относительно того, нужно ли совершать зикр после фарза или же после сунны, мнения ученых разделились. Некоторое считают, что зикр нужно произносить после фарза и приводят в довод хадис от Ка’ба: «Не разочаруется тот, кто после каждой обязательной молитвы будет произносить…» .

Однако ученые ханафитского мазхаба считают, что зикры нужно произносить после последующей сунны, и приводят в доказательство хадис, переданный Муслимом от Айши, да будет доволен ею Аллах, в котором сказано: «После произнесения приветствия Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда оставался сидеть (на своем месте) не больше, чем нужно было для произнесения слов «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам! (О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!)» .

Совершение зикра сразу же после фарз-намаза, ханафиты относят к намазам, после которых нет сунны (аср и фаджр).

Таким образом, по ханафитскому мазхабу, если после фарз намаза нет сунны, тогда зикр произносится сразу. Если есть, тогда зикр совершается после сунны.

Что такое тасбих-намаз, и каковы его достоинства?

Тасбих-намаз – это нафиль намаз, в котором большое место уделено формулам восхваления Аллаха Всевышнего, возвеличивания Его могущества и величества.

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обучил этому намазу своего дядю Аббаса (радыйаллаху анху). Когда же Аббас (радыйаллаху анху) сказал, что будет трудно выполнять каждый день такой намаз, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил, что этот намаз можно совершать раз в неделю, раз в месяц, раз в год, или раз в жизни. Так же посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) указал на то, что этот намаз является источником фейза и причиной прощения грехов, сказав: «О, мой дядя! Я научу тебя тому, в чем заключено десять видов пользы. Если ты сделаешь это, то Аллах Всевышний простит тебе десять видов грехов: первые и последние; старые и новые; совершенные сознательно и неосознанно; большие и маленькие; совершенные скрыто и явно», а затем он научил Аббаса этому намазу (Абу Давуд, Татавву, 14 ).

В тасбих-намазе в качестве зикра используются слова «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар». Эти слова повторяются по семьдесят пять раз, в каждом ракяте намаза, после различных рукнов (действий намаза). Сам намаз-тасбих состоит из четырех ракятов. За исключением вышеупомянутой формулы тасбиха, этот намаз ничем не отличается от других четырехракятных намазов.

Как совершается Тасбих-намаз

Делается намерение на совершение нафиль-намаза в четыре ракята. Затем произносится такбир и читается дуа «Субханакя», после которого пятнадцать раз произносится вышеупомянутая формула тасбиха. Затем читается сура аль-Фатиха и любая другая сура, после этого снова пятнадцать раз произносится формула тасбиха. Затем совершается поясной поклон, и в поясном поклоне десять раз произносится формула тасбиха. Затем сказав «Сами Аллаху лиман хамида» и выпрямившись из поясного поклона, снова десять раз произносим эту формулу тасбиха. Затем совершается земной поклон и десять раз произносится тасбих. Затем во время сидения между саджда, снова читаем тасбих десять раз. Затем делаем второй земной поклон и десять раз произносим тасбих. Таким образом, в одном ракяте мы семьдесят пять раз произносим формулу тасбиха. Затем, встав на второй ракят, сразу же пятнадцать раз читаем формулу тасбиха. И затем повторяется все то же самое, как было описано выше. За все четыре ракята мы произносим формулу тасбиха ровно триста раз.

Тасбих-намаз можно совершать как в одиночку, так и джамаатом. Поскольку этот намаз относится к категории нафиль, то предпочтительно совершать этот намаз в одиночку.

Смотрите также:

ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ.

УРОК 27

Бисмилляhир Рахманир Рахим

КАДА (ДОЛГ) ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ

Намаз, совершённый вовремя, называют «Ада’а», а намаз, совершённый после окончания времени намаза, называют «Када». Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом.

Если же это случилось, то нужно покаяться.
В качестве долга необходимо возмещать все намазы фарды и намаз аль-витр. Намазы сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза,
которую можно возместить до наступления времени намаза аз-зухр того же дня. Для намазов када нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени макрух.
Если долгов по намазу много, и человек не знает, за какой день совершает када, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз када за последний (или первый) пропущенный Ас-Субх». Также делают намерение на совершение других намазов, например, Аз-Зухр или Аль-Аср.

НАМАЗ АЛЬ-ДЖАНАЗА (НАМАЗ ПО УСОПШЕМУ )

Намаз аль-джаназа является фардом кифайя. Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов — последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.

Кому читается намаз аль-джаназа.

Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов — последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.
Кому читается намаз аль-джаназа.
Для совершения намаза аль-джаназа, необходимо наличие 6-ти условий:
1) умерший должен быть мусульманином;
2) умерший должен быть ритуально чистым (в состоянии полного омовения гусуль) и завернут в кафан;
3) покойный должен находиться перед джама’атом;
4) тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
5) совершение намаза аль-джаназа происходит стоя (для тех, кто может стоять);
6) тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.
Намаз аль-джаназа — фард кифайя. Если кто-то из джама’ата совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности считается выполненной.
Джама’ат не является условием для намаза аль-джаназа. Если одна женщина или один мужчина совершили намаз аль-джаназа, то это засчитывается как фард.

Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз аль-джаназа. Намаз аль-джаназа можно совершать в любое время, кроме времени макрух.
Рукны: 4 такбира и стояние. Совершать Ас-салям — это ваджиб. В намазе аль-джаназа нет ни руку’у, ни суджуда.
Намерение является условием намаза аль-джаназа.

Сунны намаза аль-джаназа:
1. имам должен стоять на уровне груди умершего;
2. читать дуа «Субханака» после первого такбира;
3. читать Салават после второго такбира;
4. читать дуа после третьего такбира.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА АЛЬ-ДЖАНАЗА

Умершему делают гусуль, заворачивают в кафан и кладут, чтобы совершить над ним намаз аль-джаназа. Носилки с телом ставят пер джама’атом, имам встает на против груди умершего. Джама’ат встает рядами (желательно в три ряда) за имамом обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз.

Намерение имама:
«Намерился совершить намаз аль-джаназа по этому умершему (умершей)», (если это мужчина, то читается дуа для этого мужчины, если женщина,
то дуа для этой женщины; если ребенок, то дуа для ребенка-мальчика или ребенка-девочки).
Если джама’ат не знает, мужчина это или женщина, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз аль-джаназа по этому умершему ради Аллаха».
После совершения намерения имам вслух, а джама’ат шепотом произносят «Аллаху Акбар» — первый такбир; складывают руки, как в других намазах.
Имам и джама’ат шепотом читают дуа «Субханака», добавляя в него слова «ва джалля санаука»:

(Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва Та’аля джаддука ва джалля санаука ва ля иляха гайрук)
После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят «Аллаху Акбар» — второй такбир. Затем имам и джама’ат шепотом читают «Салават». Затем вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и джама’ат шепотом читают дуа намаза аль-джаназа.
Если молящиеся не знают этого дуа, то читают дуа «Кунут», если и не знают его, читают дуа «Раббана атина..»-Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир, ничего не читая, выполняют Ас-салям сначала направо, затем налево: «Ассаляму ‘аляй-кум ва Рахматуллах».

Дуа, которое читается после третьего такбира в намазе аль-джаназа:

«Аллахумма гфирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина Аллахумма ман ахъяй-таху минна фаахйихи’аля-ль Ислам. Ва ман таваффайтаху минна фата-ваффаху ‘аля-ль иман».

Значение: «О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой».
После этого читаются другие дуа в зависимости от пола покойного:
если умерший — мужчина:
«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-магфирати вар ридвани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджауаз ‘анху ва ляккыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа Бирахматика я Архамар-Рахимин».
Значение: «О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится.
Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Ахире, о Аллах, Милостивый из милостивых».


This post has been viewed 5799 times.

Поделиться в соц. сетях

Источники: http://www.azan.kz/faq/show/id/1785.html, http://m.islam-today.ru/veroucenie/poklonenie/sleduem-sunne-dostoinstva-tasbih-namaza/, http://madrasah2.ru/predmet-hanafitskiy-fikh-1y-god/urok-27




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением