Как правильно есть просвирку



Просвирка это:

Просфора́ (греч. προσφορά — приношение, мн. ч. про́сфоры), просвира́ — богослужебный литургический хлеб. употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время проскомидии живых и мёртвых.

Своим происхождением просфора уходит в глубокую древность. В Ветхом Завете упоминается заповедь о принесении хлеба в жертву: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной » (Лев. 7:13). В скинии Моисея находились хлеба предложения (пресные), состоящие из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое. [1]

Содержание

Приготовление

Готовится из квасного (то есть дрожжевого ) теста. состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА («Иисус Христос — победа ») или образ Богородицы или какого-либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа — божественного и человеческого.

Богослужебное употребление

После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стало использоваться пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Для проскомидии просфора полностью не используется — из неё копием изымаются частицы. Одна из просфор используется для приготовления Агнца, которым на литургии причащаются верующие.

Приготовление Агнца

Священник берёт в левую руку просфору для Агнца, обращая её буквами IC XC к себе, а в правою — копие. делает им трижды знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ». Затем он приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

  • режет с правой стороны печати (где буквы ІС и NI) со словами «Яко овча на заколение ведеся »;
  • режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих »;
  • надрезает верхнюю сторону печати (где буквы ІС ХС) произнося «Во смирение Его суд его взятся »;
  • надрезает нижнюю сторону печати (где буквы NI КА), произнося «Род же Его кто исповесть ».

Затем вырезанная таким образом средняя часть просфоры вынимается и со словами «Яко вземлется от земли живот Его » полагается в центре дискоса.

Затем Агнец крестообразно надрезается священником с нижней стороны с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение ». После священник при произнесении слов из Евангелия от Иоанна. «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его » (Ин. 19:34) протыкает копием правую сторону Агнца. По произнесению этих слов в потир вливается вино, смешанное с водою.

Изъятие частиц из прочих просфор

Агнец и частицы, выложенные на дискосе

  • из второй просфоры, называемой «богородичною » вынимается частица в память Богородицы и помещается на дискос по правую сторону от Агнца;
  • из третьей просфоры, называемой «девятичинной » вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, в память:
    • Иоанна Предтечи ,
    • пророков ,
    • апостолов ,
    • святителей ,
    • мучеников ,
    • преподобных ,
    • бессребреников ,
    • равноапостольных ,
    • составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого ;
  • из четвёртой просфоры вынимаются две частицы в память живых и помещаются на дискос ниже Агнца,
  • из пятой просфоры вынимается частица в память умерших и помещается ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из просфор (число которых неограничено), подаваемых верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Частицы вынутые из просфор, поданных верующими, по окончанию литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих ».

См. также

Примечания

Смотреть что такое "Просвирка" в других словарях:

ПРОСВИРКА — ПРОСВИРКА, просвирки, жен. 1. Просвира (разг. устар.). 2. То же, что просвирняк (обл.). 3. Плод просвирняка (обл.). Ребята любили искать в траве и поедать просвирки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

просвирка — ПРОСВИРА, Шы, мн. просвиры, просвир и просвир, просвирам и просвирам, ж. В православном богослужении: маленький круглый белый пресный хлебец, употр. в нек рых обрядах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

просвирка — сущ. кол во синонимов: 2 • просвира (3) • просфорка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

просвирка — просвирка, род. мн. просвирок и просфорка, род. мн. просфорок … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Просвирка — ж. разг. 1. уменьш. к сущ. просвира 2. ласк. к сущ. просвира Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

просвирка — просвирка, просвирки, просвирки, просвирок, просвирке, просвиркам, просвирку, просвирки, просвиркой, просвиркою, просвирками, просвирке, просвирках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

просвирка — просв ирка, и, род. п. мн. ч. рок и просф орка, и, род. п. мн. ч. рок … Русский орфографический словарь

просвирка — просви/рка и просфо/рка (1 ж); мн. просви/рки и просфо/рки, Р. просви/рок и просфо/рок … Орфографический словарь русского языка

просвирка — см. просвира; и; мн. род. рок, дат. ркам; ж.; уменьш. ласк … Словарь многих выражений

просвирка — просвир/к/а … Морфемно-орфографический словарь

Как брать просфору

  • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС
  • Круглый стол «Актуальные проблемы старообрядчества»
  • Интервью митрополита Корнилия телеканалу «Союз» (2016 г.) Передача третья

Просфорой, или просвирой, называется круглый церковный хлеб небольшого размера, испеченный из муки и воды с добавлением соли. На верхней части просфоры ставится печать с изображением восьмиконечного Креста Христова и надписью: «Се Агнец Божий, вземляи грехи всего мира». Во время чтения Полунощницы и Часов совершается Проскомидия, когда священник вынимает из просфор частицы за живых, достойно звания христианского живущих православных христиан-старообрядцев, и за усопших в вере и благочестии. В конце Литургии (обычно во время ограждения молящихся св. Крестом, а в некоторых храмах — несколько раньше) просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения), иногда, в больших приходах, в разрезанном виде. Беря просфору, следует помнить, что она является не простым хлебом, а одной из святынь, так как имеет отношение к Телу и Крови Господа. Поэтому брать ее и употреблять (т.е. съедать) не следует тем, кто по грехам своим не может прикасаться к церковным святыням (об этом уже говорилось выше). Тем же, кто достойно касается святыни, следует относиться к просфоре с благоговением и страхом Божиим. Вот как говорится об этом в одном из древнерусских наставлений: «Когда потребляешь просфору, взяв ее у священника после Литургии, помни, как ее употребить: со всей осторожностью, стоя, а не сидя; и надо постелить чистый плат и над ним потребить. Или над столом, или над чем-либо чистым, чтобы по твоей небрежности не падали крохи и не были бы затоптаны, хлеб бо той свят есть. И чтобы достойно вкусить просфору, нужно того дня все церковное правило «слушать», т.е. молиться: Вечерню, Павечерницу, Полунощицу, Утреню, Часы и Обедню… («Сын церковный. Памятник древнерусской церковной литературы: славянский текст и перевод с комментариями». М. 1995, с. 164). Нужды ради (болезнь, дальность расстояния от храма) многие накануне праздника не приходят в храм, а желают вкусить святыни, таковым нужно дома молиться за церковную службу, как указано в книге «Молитвенник» в главе «О домашней молитве».

Потребление просфоры должно быть спокойным, без поспешного проглатывания. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два — в пояс, а третий — в землю. При этом произносят молитву: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си (поклон земной)» .

Дора, или антидор (с греческого буквально «вместо дара»), — просфора, а вернее, остатки (называемые еще «подножие») той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.

Церковный обычай раздавать «дары» восходит к христианской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией во исполнение заповеди Спасителя: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19) - были причащающиеся (не только младенцы) Св. Тайн Тела и Крови Христовых. Не сподобившимся «сих страшных Даров» (Симеон Солунский), но живущим достойно звания христианского св. Церковь, как бы взамен Св. Тайн, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу. Как и когда это совершается? После причащения себя (во время пения причастных стихов) священнодействующий раздробляет «подножие» по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне; при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает «дары» народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: «Милостив и щедр Господь, пищу дал есть боящимся Его» (Пс. 110, 4). Приходящий кланяется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем, перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дары, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крестясь, потребляет дары с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дары, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфоры молится, как было указано выше. А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: «Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и подающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая» (поклон земной).

Sep. 19th, 2007 07:27 am (UTC)

Известны три группы возбудителей болезней растений:
* почвенные (корне-клубневые), к которым относятся виды рода фузариум, пенициллиум, аспергиллус (Fusarium, Penicillium, Aspergillus);
* семенные (Claviceps purpurea);
* наземно-воздушные (или листо-стеблевые) - виды рода альтернария (Alternaria).

В последнее время все чаще встречаются микотоксины производимые видами рода альтернария (Alternaria). Практически все штаммы альтернарии образуют ядовитые вещества. Эти патогены заражают зерновые (ежегодно поражается более 60% зерна). а также томаты, цитрусовые, яблоки, картофель. Они производят более десятка опасных токсинов, в том числе альтернариол, тенеазоновая к-та и др. Образуемые альтернарией микотоксины изучены плохо и в нашей стране в зерне и зернопродуктах не определяются.

Проблема микотоксинов известна с глубокой древности. Письменные упоминания о микотоксинах содержатся в Ветхом завете, литературе раннего буддизма, с/х трактатах древнего Египта, Греции, Рима. Периодически случались отравления людей и животных при употреблении продуктов содержащих микотоксины. Наиболее известна гибель 14 тысяч человек в Париже в 1129 году от употребления хлеба содержащего микотоксин (эрготоксин) спорыньи злаков (Claviceps purpurea). В России также отмечены случаи массового отравления людей и животных зерном и хлебом, содержащим микотоксины возбудителя фузариоза (гриба Fusarium graminearum).

Приблизительно с 60-х годов 20-го века проблема митотоксинов приобрела глобальный характер в связи с нарушением экологического равновесия (в микоценозах) при интенсивных технологиях возделывания с/х культур, а также из-за повышения содержания фотооксидантов в атмосфере (воздушного загрязнения), из-за чего растения теряют устойчивость к фитопатогенам. Возрастание микотоксикоза с/х продуктов также связано с широким применением азотных (не сбалансированных) удобрений и пестицидов (фунгицидов, инсектицидов, гербицидов). Имеет значение и ограниченное количество генотипов сортов с/х культур.

С каждым годом проблема микотоксикоза обостряется, токсикогены (грибы образующие токсины) быстро приспосабливаются к новым технологиям и современным пестицидам, при этом увеличивают образование микотоксинов в сотни раз. В десятки раз возросло поражение посевов зерновых культур фузариозами, заражающими зерно одним из самых опасных микотоксинов - вомитоксином (ДОН). В настоящее время нет эффективных химических способов борьбы с загрязнением продуктов урожая злаковых культур микотоксинами.

http://www.sunnygarden.ru/ecoveg/mycoto xin.html
-----------------
В связи с выделенными фрагментами ссылки на опыт древних святых отцов/монахов, вкушавших плесневелый хлеб не принимаются - в десятки раз более актуальной стала проблема в середине-конце прошлого века.

Проверка качества хлеба простая - он скорее зачерствеет, чем покроется плесенью.

Sep. 20th, 2007 05:39 am (UTC)

Дело в том, что точки- это уже начинающие прорастать спороносители грибков. А до этого в выпечке развивается мицелий, грибница, которая выделяет токсины. Мицелий без микроскопа не видно.
Поэтому и срезать корку с заплесневевшего хлеба бессымысленно, и употреблять заплесневешие просфоры опасно.

К просфора надо относиться как к святыне, но они подвержены тем же законам живой природы. Чудеса не совершаются по расписанию или по умолчанию.

Источники: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1108307, http://rpsc.ru/info/v-hrame/kak-brat-prosforu/, http://pravoslavna-7ya.livejournal.com/282491.html




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением