Как правильно использовать ni mh аккумуляторы



Как заряжать Ni-MH аккумуляторы

В этой статья я предлагаю поговорить о том, как заряжать Ni-MH аккумуляторы. Этот тип аккумуляторных батарей казалось бы ушёл в прошлое, но на самом деле это не так, и Ni-MH аккумуляторы продолжают и сегодня активно использоваться во многих портативных устройствах.

Как заряжать Ni-MH аккумуляторы?

Ni-MH аккумуляторы сегодня активно используются в качестве замены пальчиковых и мезинчиковый батареек, в многих моделях радиотелефонов, в различной бытовой портативной технике, аппаратуре для заботы о здоровье и красоте, и так далее. Они имеют серьёзное преимущество над Литиевыми аккумуляторами, которое заключается в том, что Ni-MH аккумуляторы практически «не боятся» холода, то есть они значительно медленнее разряжаются на холоде, нежели Li-ion АКБ. Но Ni-MH АКБ имеют серьёзный недостаток, который называют «эффект памяти». Он означает, что аккумуляторы «запоминают» тот заряд, который в них остался перед очередной зарядкой и после неё не разряжаются ниже того заряда, который был в них до очередного процесса заряда. Это означает, что Ni-MH аккумуляторы необходимо всегда полностью разряжать и полностью заряжать. Конечно, иногда допустим вариант не полного разряда и/или заряда, но только в крайних случаях, поскольку каждое такое действие негативно отразится на рабочей ёмкости Ni-MH аккумулятора в будущем, уменьшив её!

Особенно актуально правильно зарядить новый Ni-MH аккумулятор. три раза полностью его разрядив, причём сделать это необходимо в максимально короткий промежуток времени и сразу же полностью заряжать, причём на зарядке первые три раза АКБ держать не менее 8 часов, а лучше 12 часов и более! В дальнейшем же Ni-MH аккумулятор не стоит долго держать на зарядке, лучше снимать сразу после полного заряда, о чём сигнализирует специальный индикатор в устройстве использования такого аккумулятора.

Ещё раз хочу выделить то, что нельзя заряжать Ni-MH до того момента, пока они полностью не разрядились! Не забывайте про «эффект памяти»!

Буду рад Вашим вопросам и комментариям! Не оставайтесь в стороне, черкните хоть пару слов!

Также на эту тему Вы можете почитать:

Как правильно пользоваться аккумуляторами

09 октября 2015

Роль аккумуляторов в современной жизни трудно переоценить. Они используются в средствах мобильной связи, электронных устройствах различного назначения, транспортных средствах и т.д.
Срок службы аккумуляторных батарей зависит от правильной эксплуатации.
Акуумуляторы имеют несколько параметров - плотность энергии, циклы разряд/заряд, размеры. Взависимости от этих качеств и типов аккумуляторов можно определить как и сколько они будут работать в том или ином устройстве.

1. Ni-Cd - никель кадмиевые аккумуляторы
Ni-Cd аккумуляторы используются для профильных электроинструментов, аппаратуры скорой помощи и других устройств. Они рассчитаны на большие токи нагрузки и могут работать при очень низких температурах.
Новую аккумуляторную батарею нужно полностью зарядить и использовать в устройстве (для которого она приобреталась) до полного разряда. Так сделать 2-3 цикла чтобы аккумулятор набрал заявленную ёмкость.
Для Ni-Cd-ых аккумуляторов желетелен полный разряд всегда. Но если вы, всё же, иногда дозаряжаете батареи только наполовину разряженными, делайте раз в 2-3 месяца полный разряд/заряд. Если этого не делать, то на пластинах элементов формируются крупные кристаллы снижающие ёмкость батареи.
При правильной эксплуатации количество разряд/зарядов может достигать до 700 циклов.
Из недостатков можно сказать что у Ni-Cd-ых батарей низкая энергетическая плотность и высокий уровень саморазряда.

2. Ni-MH - никель металлгидридные аккумуляторы
Эксплуатация Ni-MH-ых аккумуляторов схожа с правилами Ni-Cd-ых. Но при сравнении этих аккумуляторов узнаем следующее. Ni-MH-ые батареи имеют ёмкость на 40% больше чем у Ni-Cd-ых. Меньше подвержены кристаллиации, снижающие ёмкость ("эффект памяти"), но саморазряд больше.
Хранить Ni-MH батареи нужно в прохладном месте заряженными на 40%.
Батареи можно использовать до 100-200 циклов разряд/зарядов.
Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторные батареи в основном выпускаются в цилиндрических корпусах. Но иногда это может быть аккумуляторы призматические (например, для cd плееров) и таблеточные (для беспроводных телефонов, медецинских приборов и промышленных инструментов). Недостатком таблеточных аккумуляторов является раздувание при быстром заряде из-за отсутствия в них системы отвода газов. Время заряда составляет 10-16 часов.

3. SLA - герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы
SLA батареи используются в источниках бесперибойного питания, электрических игрушках, электро мопедов и других устройствах. Свинцово-кислотные аккумуляторы очень надёжные и не требующие высоких эксплуатационных затрат химические источники тока. У них отсутствует "эффект памяти" и они отлично сохраняют заряд.
Взависимости от ёмкости батареи нужно заряжать от 7 до 20 часов. В отличии от Ni-Cd и Ni-MH-ых аккумуляторов свинцово-кислотным не нужны циклы разряд/зарядов. Полный разряд может стать сульфатацией пластин. Батарею можно подарядить даже если вы использовали только 30% её ёмкостти. Помните, чем меньше глубоких разрядов тем больше прослужит батарея.
Хранятся SLA аккумуляторы в заряженном состоянии. Если хранить батарею разряженной произойдёт сульфатация пластин - причина потери ёмкости и впоследствии её не удастся зарядить вообще.

4. Li-ion - литий-ионные аккумуляторные батареи
Используются в мобильных телефонах, ноутбуках, фотоаппаратах, видеокамерах.
Li-ion-ые батареи обладают высокой ёмкостью и хорошими нагрузочными характеристиками. У них нет эффекта памяти и очень низкий саморазряд.
В литиевых аккумуляторах применяется специальная схема защиты (электроника) для безопасности.
Заряд аккумуляторов обычно происходит внутри устройств в которых они работают или в комплектации прилагается специальное зарядное устройство. Если аккумулятор не заряжается в устройстве а ЗУ к нему утеряна, лучше обратиться к специалистам, которые посоветуют как безопасно зарядить батарею.
"Про запас" Li-ion-ые батареи покупать нельзя, так как им свойственно старение. Уже через 2-3 года в веществах входящих в аккумуляторы происходят необратимые химические процессы приводящие к потери ёмкости.
Аккумуляторы используют до 300 циклов разряд/зарядов.


5. Li-pol - литий-полимерные аккумуляторные батареи
Полимерные аккумуляторы отличаются от литий-ионных видом используемого электролита.
Они тоньше но у них плохая проводимость не позволяющая обеспечивать токи необходимые для работы в современных устройствах.

Товар недели

Товары недели

Эксплуатация NiMH аккумуляторов

NiMH аккумуляторы (далее АКБ) несколько лет назад пришли на замену NiCd и изначально были попыткой преодоления недостатков никель-кадмиевых АКБ, среди которых: так называемый «эффект памяти», быстрый заряд, медленный разряд - свойства затрудняющие использование их в модельных целях.

Несмотря на активное освоение модельного рынка АКБ литий-полимерными и литий-феррофосфатными батареями, NiMH всё ещё популярны, в основном благодаря сочетанию неплохих характеристик и доступной цены.

NiMH аккумуляторы: типоразмера АА, бортовой аккумулятор для моделей с ДВС, силовой аккумулятор

Начнём с того, что NiMH АКБ можно разделить на две основные группы: обычные (те, что используются повсеместно во многих электроприборах) и силовые (специально предназначенные для применения в качестве источника питания для моделей). Способы их обслуживания отличаются.


Наработка (число разрядно-зарядных циклов) и срок службы Ni-MH аккумулятора в значительной мере определяются условиями эксплуатации. Наработка зависит от глубины и скорости разряда, скорости заряда и способа контроля его окончания. В зависимости от режима работы и условий эксплуатации, они обеспечивают от 500 до 1000 разрядно-зарядных циклов при глубине разряда 80% и имеют срок службы от 3 до 5 лет, правда, для модельных АКБ это время заметно меньше.

NiMH аккумуляторы в меньшей степени, чем NiCd, но всё же обладают «эффектом памяти». Практический смысл его в том, что аккумулятор «привыкает» отдавать в процессе разряда ту емкость, которую он получил при последних зарядах. Если заряжать полуразряженный аккумулятор, просто «добивая» его до максимума, то со временем он начинает отдавать только эту половину, теряя емкость. Для продления жизни никелевых аккумуляторов их следует для предотвращения появления этого эффекта циклировать (достаточно хотя бы один раз в месяц). Процесс циклирования заключается в полном разряде аккумулятора с последующим его зарядом. Если аккумулятор уже старый и уже имеет уменьшенную емкость из-за эффекта памяти, то его характеристики можно реанимировать в пределах 10-20%. Для такой процедуры достаточно сделать 3 цикла, все последующие обычно уже не дают положительного результата.

При разряде есть два основных параметра: ток разряда и напряжение, до которого следует разряжать аккумулятор. С током всё просто - чем меньше ток разряда, тем полнее разряд и эффективнее процесс - ток 0.1А будет правильным выбором.

С напряжением, до которого разряжать аккумулятор, дело обстоит немного сложнее. Смысл в том, чтобы не допустить полного разряда хотя бы одной банки в батарее. Например, имеем последовательную батарею, состоящую из 4 банок, причем одна из банок имеет несколько меньшую емкость (что встречается очень часто). При разряде эта банка первая разрядится, и напряжение на ней начнет падать вплоть до нуля, в то время как на остальных банках напряжение будет номинальным. Если в этот момент не остановить процесс разряда батареи, то по банке, на которой напряжение равно нулю, будет всё также протекать ток разряда остальных банок, перезаряжая ее в обратной полярности. Такой процесс является губительным для «самого слабого звена» батареи.

Перед хранением NiMH батареи, разрядите ее, как это было описано выше, а затем зарядите. Если вы планируете не использовать ее более недели, зарядите ее примерно на 30-50% перед хранением. Если вы планируете не использовать ее более месяца, тогда зарядите полностью. Когда вы берете NiMH батарею после хранения, сначала полностью разрядите ее, а затем зарядите для использования. Отдохнувший NiMH элемент может быть описан, как немного "не в форме", он требует некоторой тренировки перед тем, как будет обеспечивать полную емкость и отдачу. Если вы разрядите остаточный заряд в батареях, перед тем как зарядите их, это поможет им лучше работать при первом запуске после хранения. Разрядите батарею, дайте ей отдохнуть около часа и затем зарядите ее.

Многие опытные автомоделисты считают, что NiMH батареи работают лучше при их использовании более одного раза в день, поэтому не бойтесь использовать батарею 2-3 раза, просто убедитесь, что дали ей остыть перед следующим зарядом.

Процесс зарядки для «обычных» и «силовых» NiMH АКБ отличается:

Важно, что для достижения наилучших результатов вы должны использовать только зарядные устройства, специально предназначенные для заряда NiMH батарей. Дельта-пик (если вы можете его регулировать) должен быть установлен в 3-5 mV на элемент, если вы не можете установить его настолько точно, тогда 25 mV на 6 элементов и 30 mV на 7 элементов).

Зарядные устройства: простейшее (ночное), специальное ЗУ для NIMH, многофункциональное ЗУ

NiMH аккумуляторы очень плохо относятся к перезаряду! По этой причине их нельзя подпитывать слабым током по окончании заряда (режим "trickle charge"). Дешевые зарядники переходят в этот режим автоматически, когда быстрая зарядка закончилась - долго держать батареи в таких зарядных устройствах нельзя: сразу после окончания зарядки аккумуляторы необходимо вынуть, но лучше использовать более серьезные зарядные устройства, где такая ситуация исключена.


Обычные аккумуляторы (к обычным стоит относить и аккумуляторы бортового питания моделей с ДВС) в большинстве случаев рекомендуется заряжать током 0.1С (где С – ёмкость в А*ч). Более высокие токи заряда, чем указано выше, могут дать только временное улучшение характеристик, и будут сокращать срок службы батарей!


Зарядка модельных силовых NiMH АКБ обычно проводится током от 3 до 5 ампер. Как правило, 5 амперами можно заряжать любые подобные элементы, если нет особых замечаний производителя. Проводить зарядку NiMH следует в обычном "линейном" режиме, когда ток заряда остается постоянным на протяжении всего процесса. "Линейный" режим установлен по умолчанию во многих дорогих зарядниках, и является единственным во всех дешевых.

Верхняя граница зарядного тока определяется не только типоисполнением, но и условиями охлаждения конкретного аккумулятора. Как известно, в процессе заряда NiMh аккумуляторы разогреваются тем сильнее, чем больше зарядный ток. Максимальная допустимая температура при заряде для большинства аккумуляторов равна 55-60 градусам, при этом батареям скверного качества свойственно нагреваться сильнее.

Силовые NiMH батареи можно "добивать" в заряднике повторно, непосредственно за несколько минут до использования. Это позволит максимально полно использовать энергию аккумулятора, но не стоит впадать в крайности - NiMH аккумуляторы очень не любят перезаряда! Помните, что добивку стоит проводить только на хороших зарядниках.


Из всего вышесказанного можно сделать несколько простых выводов для тех, кто хочет максимально продлить срок службы NiMH АКБ и сохранить их характеристики:

1. Используйте качественные зарядные устройства для NiMH АКБ с разрядником!

2. Регулярно полностью разряжайте АКБ.

3. Следите за температурой батареи в процессе зарядки и давайте ей остыть перед повторным использованием.

4. Храните аккумуляторы заряженными.

Источники: http://nowbest.ru/best-choice-now/pomoshh-pokupatelyu/kak-zaryazhat-ni-mh-akkumulyatory, http://ener-gy.com.ua/articles/kak_pravilno_polzovatsya_akkumulyatorami/, http://www.rcmotors.ru/pages/nimh/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением