Правильные формы числительного тысяча использованы предложениях



НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Несмотря на частотность употребления и использование практически во всех сферах жизни, имена числительные представлены в современном русском языке довольно ограниченной и непополняемой группой слов. И хотя ряд натуральных чисел, как учит нас математика, является бесконечным, для обозначения любого количества предметов (как целого, так и дробного), их порядкового номера в ряду, а также для «обслуживания» используемой нами системы счета и, соответственно, обозначения какого-либо числа в этой системе мы используем в речи (часто - в определенной комбинации) всего около ста самостоятельных слов. Однако ,несмотря на такую малочисленность и замкнутость (в сравнении с другими частями речи), употребление имен числительных вызывает определенные трудности.

Это связано с тем, что по своей морфологической форме и грамматическим признакам (прежде всего - способности из­меняться только по падежам, или падежам и числам, или числам, родам и падежам), по характеру обозначения количества (целое, дробное, собирательное или неопределенное), сочетаемости с другими частями речи и т. п. имена числительные распадаются на ряд самостоятельных подгрупп (иногда представленных одним единственным словом), каждая из которых обладает индивидуальными особенностями употребления.

Более того, когда мы произносим такие фразы, как, например: В его коллекции 1742 марки, - то, с одной стороны, само количество называемых предметов (1742) мы представляем в качестве «единого, цельного» понятия. Но с другой стороны, слово (имя числительное), используемое для обозначения данного количества, является составным (одна тысяча семь­сот сорок две), при этом довольно часто, как и в приведенном случае, каждая часть таких числительных (т. е. каждое входящее в их состав слово) будет иметь индивидуальные грамматические характеристики, а в частности - различающиеся падежные окончания (ср. например, в тв. п. одной тысячей семьюстами сорока двумя — шесть разных окончаний!).

Соответственно, наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с необходимостью использовать последние в формах косвенных падежей. Правильный выбор таких форм обусловлен, во-первых, типом склонения, к которому относится то или иное числительное, а во-вторых, общими правилами, регулирующими изменение этих слов в зависимости от состава (простое ли составное) числительного и того, с каким словом оно сочетается. И хотя, как уже отмечалось выше, самостоятельных слов, входящих в состав такой части речи, как имя числительное, в современном русском языке относительно мало (около ста), все они оказываются распределенными по достаточно большому (особенно, если сравнивать с существительными прилагательными) количеству самостоятельных типов склонения.

У всех порядковых числительных мужского и среднего рода в винительном падеже могут использоваться две разные формы. В зависимости от того, согласуется данное числительное с существительным одушевленным или неодушевленным, его форма в винительного падежа может совпадать с формой родительного падежа (если оно сочетается с одушевленным существительным: За поворотом мы увидели второго спортсмена) или с формой именительного падежа (если сочетается с неодушевленным существительным: Ирина закончила третий чертеж).

Такое же соотношение может наблюдаться и у некоторых других числительных. Так, например, у числительного два форма винительного падежа может также совпадать или с формой именительного падежа, или с формой родительного падежа. Это тоже зависит от того, с каким |существительным употребляется данное числительное. Если существительное является одушевленным, то и у числительного два в винительном падеже используется такая же форма, как и в родительном падеже, например: Мы встретили двух друзей. Если же существительное является неодушевленным, то у этого числительного в винительном падеже используется форма такая же, как в именительном падеже, например: Мы купили два карандаша.

20. ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Составные числительные, т. е. такие, которые могут состоять из двух и более простых могут склоняться по-разному.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, являющееся простым по­рядковым числительным, а остальные слова, являющиеся простыми количественными числительными, остаются неизменными и всегда стоят в форме именительного падежа. Правда, последнее не всегда распространяется на слова тысяча, миллион, миллиард и т. п. обозначающие круглые количества больше тысячи.

Данные слова в составе порядковых числительных употребляются в им. п. только в том случае, когда им не предшествует другое числительное (тысяча пятьдесят девятый; миллион восемьсот сорок третий и т. п.) или же предшествует числительное один (одна тысяча триста двадцать восьмой; один миллион шестьсот первый и т. п.). В том же случае, когда перед рассматриваемыми словами находится какое-либо другое числительное (кроме один), они всегда употребляются в форме родительного падежа.

При этом после числительных два, три и че­тыре рассматриваемые слова употребляются в форме род. п. единственного числа (две тысячи семьсот девятый; три миллиона четы­реста восьмой и т. п.), а после числительных пять, шесть, семь. тринадцать. тридцать. сорок. сто. и т. д. - в форме род. п. мн. ч. (семь тысяч двести пятый; сорок миллионов пятьсот второй и т. п.).

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово. Иначе говоря, для того чтобы правильно образовать падежные формы такого числительного, необходимо все входящие в его состав слова просклонять по отдельности. При этом слова тысяча, миллион, миллиард и т. д. в составе рассматриваемых числительных могут употребляться как в ед. так и во множественном числе. В форме ед. ч. эти числительные употребляются, если 1) они занимают начальную позицию (тысяча сорок семь, миллион двести десять и т. п.); 2) им предшествует числительное один (одна тысяча семнадцать, один миллион триста семь и т. п.); 3) им предшествует числительное два, три или четыре, а все составное числительное употреблено в форме им. или вин. п. (три тысячи, два миллиарда и т. п.). В форме мн. ч. эти слова употребляются в том случае, когда им предшествует какое-либо другое числительное (пять, шесть. четырнадцать. триста), а также числительное два, три или четыре в любом падеже, кроме им. и вин. п. (триста миллионов, семнадцать тысяч и т. п.; трех тысяч, четырем миллионам и т. д.).

Все дробные числительные (кроме слов полтора и являются составными. Их первая часть, называющая числитель, - это количественное числительное, а вторая, называющая знаменатель, - порядковое (три четвертых; триста двадцать семь пятьсот сорок девятых и п.). Соответственно, при склонении первая часть (числитель) изменяется, как количественное числительное, а вторая (знаменатель) - как порядковое (и в том и в другом случае - или как простое, или как составное), т. е. в числителе изменяется каждое слово, а в знаменателе - только последнее. Практически у всех дробных числительных совпадают формы именительного падежа и винительного падежа.

Отметьте предложения с ошибками в формах существительных и прилагательных.

П.З.№12 « Морфологические нормы употребления числительных».

Цели урока. научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

1.Устная работа. Выберите правильную форму числительного и прочитайте.

В нашей школе более (500) учеников. Около (200) не имеют троек, более (30)— четверок. Около (120) учеников приняли участие в предметной неделе русского языка, более (150)— в олимпиаде «Медвежонок»..

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами

3. Перепишите текст, заменяя числа словами, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите разряд числительных и подчеркните числительные как члены предложения

Ч…сы на Спасской башн… Кремля появились в XV веке. Они весили 60 пудов, то есть 960 килограм…ов. В XVIII веке на Спасской башне были установле…ны новые часы для которых было отлито 13 к…локолов. Они имели (не)подвижную часовую стрелку и вращающ…йся ц…ферблат на котором было не 12 делений а 17, ибо древнерус…кие часы отм…чали время совсем не так как теперь. Петр I велел заменить эти часы на новые – на 12 часов. В сер…дине XIX 3 века часы играли в 12, 15, 18 и 21 час марш Преображенского полка петровских времен. Его исполняли 58 колоколов. 19 из них сохранились. Ц…фры этих часов имели высоту 72 сантиметра.

• Выпишите из текста словосочетания с числительными.

• Определите их разряд по значению.

• Определите падеж имён числительных.

• Просклоняйте числительное 450.

• Какое окончание могут иметь числительное 90, 100?

• Назовите числительное, правописание которого надо запомнить. Продолжи

(Миллион, одиннадцать, миллиард).

• Найдите в тексте 10 орфограмм и обозначьте их графически.

• Объясните постановку знаков препинания в первом предложении, подчеркните члены предложения Самый многочисленный отряд обитателей земного шара - насекомые. Учёные подсчитали, что на небольшом деревце живёт около700000 насекомых. На одном квадратном километре суши больше насекомых, чем людей на всём земном шаре.

В древнем мире было известно всего 450 видов животных, а теперь учёные знают только насекомых больше 800 тысяч. Имеется 90 тысяч бабочек, 23 тысячи видов жуков-дровосеков.

Все вы, наверное, видели тлю, крошечное существо не более 2 миллиметров. Кажется, кому оно мешает? Но тля даёт потомство от 13 до 18 поколений в год ,а в каждом поколении до 100 «детишек». Уже в 5 поколении10 миллиардов. А в 18!

Тля питается соком растений. Если бы выжило потомство только одной тли, на земле не осталось бы ни одной травинки.

Личинки мух съедают за одни сутки пищи в 200 раз больше, чем весят сами.400-500 гусениц могут уничтожить всю листву на дереве пятнадцатилетнего возраста. Чтобы бороться с вредными насекомыми, нужно их знать.

Прочитайте текст, озаглавьте его в соответствии с темой. Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные. Объясните правописание числительных. Определите разряд числительных и падеж. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения количественных числительных.

Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма – для жителей этой страны еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.

Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяност… километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча сем…сот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной более двухсот двадцати метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч п…тисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до вос…мидесяти тысяч человек.

При выполнении каждого задания студент максимально может получить 10 баллов (если не допущены ошибки. при наличии 2-х ошибок студент получает 5 баллов). Затем баллы суммируются, максимальное количество баллов - 50, что соответствует оценке «отлично»;

40-49 баллов - «хорошо»;

39-30 баллов – «удовлетворительно»;

Менее 30 баллов – «неудовлетворительно».

П.З.№13 « Недостаточные формы глаголов. Морфологические нормы употребления глаголов».

Цели урока. научить выявлять нарушения норм в употреблении глаголов и особых глагольных форм в речи и находить способы устранения этих нарушений;

совершенствовать у студентов правильную речь на основе понятия нормы.

1. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение:

sdamzavas.net - 2016 год. Все права принадлежат их авторам!

2. Прочитайте предложения, употребляя числительные в правильной форме.

1) Пирамида Хеопса, сооруженная около 4600 лет тому назад, имела первоначально более 146,7 м в высоту и объем около 2520000 кубических м, а на ее строительство пошло около 2350000 известняковых монолитов. 2) Так вот, в те времена хозяйничал на горах Брендах знаменитый и грозный разбойник Мерзавио, самый страшный злодей из всех злодеев, со своими 21 подручным, ворами, 30 воришками и 200 пособниками и укрывателями. 3) Железная дорога Петербург – Москва, построенная 150 лет назад, была знаменита 184 мостами и отличалась от заграничных дорог тем, что ширина ее колеи равнялась 1524 мм, а не 1435 мм. 4) Итак, когда прошел ровно год и один день, снова предстал Франтишек Король перед судом по обвинению в убийстве неизвестного человека и похищении 1367815 крон 93 геллеров и сверх того зубной щетки. 5) Древнейшее из известных нам египетских судов было собрано из 1224 частей и имело водоизмещение около 40 т и длину более 430 см. 6) Водоизмещение экспериментальной подводной лодки «Наутилус» составляло около 3180 т, длина – около 92 м, а мощность атомной силовой установки равнялась 13,4 тысяч лошадиных сил. 7) Температура на поверхности Меркурия днем поднимается до 427 градусов, а ночью падает до 183 градусов. 8) Диаметр Земли равен 12756 км; она находится от Солнца на расстоянии около 149600000 км. 9) В начале 1739 года 38-летнему механику Анри Котюа из французского городка Ламбера, что в 245 милях от Парижа, удалось создать и расположить на плате длиной не более 299,3 сантиметра и шириной, равной 4148,67 сантиметра, макет своего родного города в 3/236 натуральной величины, в котором нашлось место 6584 амбарам, 3849 лавкам, а на 687 улицах и 226 переулках, наполненных 4787 человеческими фигурами, «росло» не менее 2857 деревьев и 456 кустов, только на изготовление которых ушло 25 (сутки). 10) В 1993 году, в честь 200-летия музея Лувр, в павильоне Ришелье открылось более 170 новых залов общей площадью около 21540 квадратных метров.

3. Прочитайте статистические данные о Франции, употребляя числительные в правильной форме.

Площадь Франции составляет около 547030 квадратных км, а численность ее населения более 59,2 миллиона человек. Средняя продолжительность жизни француза приближается к 77 годам. Национальный валовой продукт страны составляет около 1334 миллиардов долларов. Состав сухопутных вооруженных сил Франции – более 241000 человек. Средняя летняя температура в Париже колеблется между 23,4 и 25,6 градуса. При въезде в страну турист обязан декларировать сумму более 7576 евро. Стоимость среднего гостиничного номера колеблется от 76 до 91 евро.

Тема 41 – 42. Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте. Ошибки, связанные с употреблением местоимений.

Местоимения часто встречаются в речи. По частотности употребления они занимают третье место. Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, наречий. Это свойство отразилось в их названии: местоимение – «вместо имени». • Местоимения (как заменители имен) являются одним из основных средств, связывающих различные части текста. Они позволяют избежать навязчивого повтора слов, делают текст более емким и сжатым (лаконичным).

Летопись, по-видимому, возникла привеликом князе Ярославе Мудром. Поеговелению в Софийском соборе создается первая на Русибиблиотека.Над составлениемеетрудятся«писцы многи».Онипереписывают книгисвоихпредшественников, переводят тексты с греческого языка на древнерусский, записываютустные народныепредания (сказания) о распространении на Руси христианства.Этисказания и стали основой замечательного труда по истории Руси«Повести временных лет».Онабыла создана в началеXIIвека монахом Нестором.

• Местоимения выступают также одним из средств связи простых предложений в составе сложного:

Втомсаду,гдемы с вами встретились, ваш любимый куст хризантем расцвел. (В. Шумский)

По соотношению с другими частями речи выделяют 4 группы местоимений:

• местоимения-существительные: я, ты, он, мы, вы, они, кто, что, никто, кто-то, что-то и др. (указывают на предметы, изменяются по падежам, выполняют в предложении те же синтаксические функции, что и существительные.

• местоимения-прилагательные: мой, твой, наш, ваш, какой, тот, этот и др. (указывают на признаки предметов; изменяются по родам, числам и падежам; в предложении чаще всего выполняют синтаксическую функцию определения).

• местоимения-числительные: сколько, столько, несколько (указывают на количество предметов, но не называют его точно; в предложении могут вести себя как количественные числительные).

• местоимения-наречия: где, куда, откуда, когда, так, там, потому и др. (указывают на признаки действий, не изменяются и в предложении выполняют те же синтаксические функции, что и наречия).

Источники: http://studopedia.ru/9_200559_normi-upotrebleniya-grammaticheskih-form-chislitelnogo.html, http://sdamzavas.net/1-28053.html, http://www.studfiles.ru/preview/5458279/page:53/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением