Правильные формы составных числительных использованы в словосочетаниях



"Склонение сложных и составных числительных"

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п. извлекать информацию из таблиц, перерабатывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.

Знание о языке как основа речевой деятельности. склонять сложные и составные имена числительные, а также числительное полтораста, выделять окончания в формах этих числительных.

Умения различныхвидов устной и письменной деятельности: правильно употреблять разные формы имен числительных.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

- Прочитайте текст к.№1. Что интересного из него вы узнали?

- Выпишите из него словосочетания с именами числительными (числительные пишите буквами).

Вольфганг Амадей Моцарт, когда ему было 4 года, ещё не умея писать, уже сочинял мотивы. В 12 лет он создал свою первую оперу.

Феликс Мендельсон написал 3 квартета для фортепиано, скрипки и виолончели, когда ему ещё не было 12 лет.

Франц Шуберт в возрасте 18 лет написал одну из самых популярных своих пьес «Лесной царь», которую набросал быстро, только 2 раза прочитав стихотворение.

Никколо Паганини играл на скрипке с 8 лет и в этом же возрасте написал сонату. Михаил Лермонтов начал писать поэму «Демон», когда ему было около 15 лет. В 21 год он создал драму «Маскарад».

- Назовите имена числительные, в которых есть орфограмма на изученное правило.

- Как вы дома представили это правило в виде схемы? (вспоминаем схему-опору с предыдущего урока). Воспроизведите это правило.

III. Постановка основного вопроса урока.

-Посмотрите, пожалуйста, на числительные 6 и 600

- Что общего между числительными 6 и 600? (корень)

- Чем они отличаются? (простые и сложные)

- Какие из этих числительных мы уже умеем склонять? (простые, целые)

- Просклоняйте числительное 6 устно.

- А теперь употребите числительное 600 в форме Р. и Т. падежей (два ученика у доски)

-Какой проблемный вопрос возникает?

Как склоняются сложные числительные? (Записываю проблемный вопрос на доске.)

-Какое по составу получится числительное, если сложить числа 600 и 6? (составное)

-Из каких числительных оно состоит? (сложное и простое)

-Как вы думаете, оно будет совмещать в себе особенности склонения простого и сложного числительных или будет склоняться как-то по-особенному?

-Нам нужно это проверить.

-Тогда что необходимо добавить в проблемный вопрос?

Как склонять составные числительные?

-Сформулируйте цель урока

НАУЧИТЬСЯ СКЛОНЯТЬ СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ количественные числительные.

-Сформулируйте тему урока

СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

-Вернемся к нашему числительному 600.

Откройте карточку №2

- Какие по составу представлены числительные? (все сложные)

- Почему у приведенных в таблице числительных выделено окончание? (это части изменяются, значит это окончания)

- Встречалось вам такое раньше? (нет)

-Попробуйте проверить, изменится ли что-то в других сложных словах, например, сложное существительное ЛУНОХОД, СОРОКОНОЖКА, СИНЕГЛАЗКА…

ВЫВОД: Числительное – единственная часть речи в русском языке, которая имеет в одном слове два окончания. В этом ее необычность и уникальность.

-Сравните свои выводы с текстом правила на стр.117 (верхнее).

Попробуйте составить схему этого правила

200, 300, 400 склоняются обе части

-Какие окончания у этих числительных? (как у простых, входящих в их состав)

– Обратите внимание на изменение числительного сто в составе сложного слова. Оно изменяется не как простое числительное сто. а как существительное ср.р. село во мн.ч. ( сёл – -сот, сёлам – -стам, сёлами – -стами, о сёлах – -стах ).

V.Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.

Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями - десят - и - ст -, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них.

Письменно записываются только формы числительных.

-Запишите словами числительное 250

-Какое это числительное по составу? (составное)

-Попробуйте его просклонять (устно)

-Какой вывод можно сделать?

У СОСТАВНОГО ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СКЛОНЯЮТСЯ ВСЕ СЛОВА

-Проверьте свои предположения в учебнике (стр.117)

Упр. 206 – развивается умение склонять составные имена числительные. Ученики работают в группах (каждая группа склоняет одно числительное).

– Сделайте вывод о склонении составных числительных.

Чтение текста в рамке после упр. 206.

Упр. 207 – развивается умение правильно образовывать формы составных числительных, выделять окончания, употреблять их в составе словосочетаний. Выполняется письменно.

Упр. 209–210 – знакомство с количественным числительным полтораста. его склонением; умение склонять числительное полтораста с существительными.

– Назовите ключевые слова темы. (Имена числительные, сложные

50–80, 200, 300, 400, 500–900, два окончания, составные, полтораста .)

– Укажите особенности их склонения.

– Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

VII. Домашнее задание.

1. Выучить по таблицам склонение сложных числительных; представить в виде схемы склонение изученных на уроке числительных (сложных и составных).

Тема. Практическое ознакомление с формами родительного падежа числительных 50-80

Цель: познакомить с образованием и написанием формы родительного падежа числительных, учить правильно употреблять их в речи; развивать навыки правильного употребления числительных в речи; воспитывать интерес к изучению наук природоведческого цикла.

Оборудование: орфографические словарики.

I. Проверка домашнего задания

1. Проверка упражнений 15 и 19

2. Работа со словарными словами

- Попробуйте узнать слова из упражнения 19.

- Почему нам предлагают запомнить написание этих слов?

- Запишите транскрипцию слова пятьсот. Что интересного вы заметили?

- К каким частям речи относятся эти слова?

- К слову тонна запишите все возможные формы.

- К слову пятьсот подберите существительное так, чтобы образовалось словосочетание.

- Внесите слова в виде словариков, подчеркните орфограми.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Работа в парах (упражнение 20)

- Как называются числительные, которые отвечают на вопрос сколько? (который? какой?)?

2. Составление устного рассказа

- За 1 минуту составьте рассказ о числительное.

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы расширим свои представления о числительное, узнаем, как изменяются числительные.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная работа

- Составьте словосочетание числительное + существительное.

- Попробуйте самостоятельно просклонять за помощью вопросов составленные словосочетания.

III вариант - 70.

- Можно отменять числительное?

- Какие формы родительного падежа вы можете образовать? Прочитайте их. (Пятидесяти и пятидесяти)

Если у детей есть только один вариант формы родительного падежа, то учитель предлагает свой.

- Почему у вас получились разные формы?

- Кто из вас прав?

2. Самостоятельная работа с правилом (с. 14)

- Кто допустил ошибки, запишите правильный вариант.

3. Коллективное выполнение упражнения 21

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Самостоятельное выполнение упражнения 22

- Какое числительное «ставил вам ловушку»? Какую?

- Что нужно знать о форме родительного падежа числительных 50-80?

2. «Математическая минутка». Работа со словарными словами

60 · (100 - 30 - 60) = ?

- Запишите числительные 16, 600. Как вы их записали?

- Сверьте результаты своей работы с таблицей на с. 13.

- Кто сумел записать правильно?

- А кто допустил ошибки? Объясните, в чем причина.

- Как вы думаете, почему эти слова надо писать именно так?

- Внесите эти слова в словарики.

- Найдите числительные с такой же орфограмою. (Пятьдесят)

- Поставьте этот числительное в форме родительного падежа. Что надо знать?

- Расскажите, что нового вы узнали сегодня о числительное.

- Написание каких числительных надо запомнить?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

VII. Домашнее задание

Правило на с. 14; упражнение 23; выучить словарные слова.

числительное

Чтобы разобраться в правописании числительных, учащиеся должны прежде всего научиться различать разряды числительных по составу: простые, сложные и составные — и по значению: количественные (обозначают целые числа, собирательные, дробные, и порядковые. Разряды числительных полезно представить в таблице.

Таблицу следует использовать при выполнении различных упражнений, начиная с самых простых, классификационных и вплоть до упражнений, завершающих изучение темы .

1. Записать числительные словами, распределив их в три столбика (простые, сложные, составные).

6,8, 12, 50, 800, 100, 139, 23, 17,58, 118, 250, 1963,31

2. Образовать порядковые числительные от количественных. 5, 9, 19, 36, 880, 567, 2763, 500.

3. Заполнить все графы таблицы числительными: включающими корни 3, 4, 6, 7, 8, 9.

4. Написать числительные с мягким знаком в середине и в конце.

5. Из данного текста выписать словосочетания с числительными и определить их разряд (пользуясь таблицей).

Самый многочисленный отряд обитателей земного шара насекомые. Ученые подсчитали, что на небольшом деревце живет около семисот тысяч насекомых. На одном квадратном километре суши больше насекомых, чем людей на всем земном шаре.

В древнем мире было известно всего 450 видов животных, а теперь ученые знают только насекомых больше 800 тысяч. Имеющиеся 90 тысяч видов бабочек, 23 тысячи видов жуков дровосеков.

Все вы, наверное, видели тлю, крошечное существо не более 2 миллиметров. Кажется, кому она мешает, но тля дает потомство от 13 до 18 поколений в один год, а в каждом поколении до 100 «детишек». Уже в пятом поколении десять миллиардов! А в восемнадцатом! Тля питается соком растений. Если бы выжило потомство только одной тли, на земле не осталось бы ни одной травинки.

Потомство одной мухи к концу летает доходит до 5 триллионов. Личинки некоторых видов мух за одни сутки съедают пищи в 200 раз больше, чем весят сами. 400-500 гусениц могут уничтожить всю листву на дереве пятнадцатилетнего возраста. Чтобы бороться с вредными насекомыми, нужно их знать.

Чтобы учащиеся не смешивали простые числительные со сложными, следует остановиться на происхождении некоторых числительных. Учащиеся должны знать, что — дцать — это сокращенное десять (один на десять = один – на — дцать), которое являeтcя в этих числительных вторым корнем. Девяносто, пятьсот — тоже сложные слова.

Числительное сорок когда-то было существительным и обозначало мешок, в котором помещалось 40 соболиных или беличьих шкурок (набор на шубу). Этот мешок был денежной единицей.

После того как учащиеся научатся определять разряд числительных, следует перейти к склонению количественных числительных, обозначающих целые числа. Для этого предлагаем им составить таблицу.

Источники: http://m.nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/05/plan-konspekt-uroka-po-teme-sklonenie-slozhnykh-i-sostavnykh, http://na-uroke.in.ua/74-98.html, http://pack-me.ru/chislitelnoe/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением