Синявинские болота или высоты как правильно называются



Характеристика местности. Шлиссельбургско-Синявинский выступ

Война никогда не ведется в пустоте. Пространство, где происходят боевые действия, определяется вполне конкретными географическими характеристиками. Район, ставший участком чрезвычайно ожесточенных боев, располагался на очень сложной даже просто для жизни местности. Территория Шлиссель-бургско-Синявинского выступа покрыта лесами и болотами. Большинство болот района – торфяные, поросшие лесом и кустарником. Большая часть из них была проходима для людей и техники в зимнее время. Исключение составляло Синявинское болото.

Южнее Ладожского озера проходит обрывистый склон Балтийско-Ладожского глинта, с типичным моренным ландшафтом (вытянутые в меридиональном отношении холмы, валуны на поверхности, песчаные почвы). На поверхности глинта расположены отдельные возвышенности: гора Пушечная (71 метр), Вороновская высота (50 метров), Синявинские высоты (50,1, 45,9 и 43,3). Келколовская высота, с котловинами и лощинами и глубокими речными долинами.

Небольшие реки Назия, Черная, Мойка и многочисленные ручьи с крутыми обрывистыми берегами и болотистыми долинами серьезно затрудняли маневр и продвижение бронетехники.

Для района была характерная довольно редкая дорожная сеть. С юга в меридиальном направлении к Шлиссельбургу вело расположенное вдоль берега Невы старое шоссе, которая также поворачивала на Мгу, Сологубовку, Шапки и Любань. Также грунтовые меридильные дороги проходили от Синявино, через Рабочий посёлок № 5 до Рабочего посёлка № 2 и от Рабочего посёлка № 5 до деревни Пильная Мельница на берегу Невы.

На территории глинта единственной дорогой в широтном направлении с твердым покрытием была дорога от Путилово через Синявино на Анненское. Эта дорога проходила по обрывистому северному склону глинта.

В широтном направлении были проложены четыре грунтовых дороги:

1) Горная Шальдиха, Верхняя Назия, Рабочий поселок № 4, Шлиссельбург

2) Дорога вдоль высоковольтной линии электропередач от Волхова: дорога от Крутого ручья, Гайтолово, Келколово, Ивановское;

3) Вдоль Северной железной дороги: Жихарево, Мишкино, Мга, Ивановское;

4) Дорога Вороново, Турышкино, Сологубовка, Войтолово, Перевоз.

В широтном направлении также проходила железная дорога Мга, Волховстрой, Ивановское. Мга, являясь узловой станцией для Октябрьской железной дороги обеспечивала движение поездов в меридиальном и широтном направлениях.

Между береговой линией Ладожского озера и подошвой Балтийско-Ладожского глинта простирается болотистая приладожская низменность. На ней, вдоль береговой линии Ладожского озера прорыты Ново– и Староладожские каналы с высокими валами (от 15 метров) вынутого грунта. По южному валу Староладожского канала проложена мощеная булыжником мостовая для лошадей, тянувших баржи. Южнее Староладожского канала тянулась полосой до 2 км сильно заболоченная местность, покрытая смешанным лесом.

Полоса песчаных дюн шириной до 500 метров отделяла прибрежную низменность от Синявинских болот, на которых велись торфоразработки. Поля торфоразработок лежали у подножия ската Синявинских высот в полосе шириной 3-10 км и длиной 10–12 км. Поля начинались в двух километрах западнее р. Черная и заканчивались в полукилометре восточнее Невдубстроевской железнодорожной ветки. Поля были изрезаны сетью магистральные, валовых и картовых канав, насыпями узкоколейных железных дорог.

От станции Синявино до станции Подгорная тянулись несколько путей товарной станции для торфяных караванов. У самого подножия ската Синявинских высот проходила ветка железной дороги нормальной колеи от ст. Синявино до железнодорожного треугольника Невдубстроевской ветки Северной железной дороги.

Выработанное торфяное поле с карьерами глубиной 3 метра, с отвесными стенками и заполненное водой, тянулось двух километровой полосой вдоль подножия глинта от р. Черная до Теткина ручья. От озера Глухое до Староладожского канала был проложен водовод из стальных труб диаметром 0,8 метра.

На возвышенных местах полей торфоразработок располагались Рабочие посёлки с № 1 по № 9 с кирпичными и брусчатыми домами на каменных фундаментах. На северо-восточной окраине Рабочего поселка № 5 находились завод ВИМТ и ремонтно-механический завод из монолитного железобетонного каркаса с кирпичными стенами, а также железнодорожное депо с кирпичными корпусами и крупная электроподстанция.

Над низменностью возвышались Синявинские высоты, или, как правильнее его называть, Балтийско-Ладожский глинт. Они позволяли просматривать всю низменность вплоть до Ладожского озера. Из-за того, что именно там проходил Путиловский тракт, а также дорога от Келково до Шлиссельбурга, высоты еще играли роль узлового транспортного пункта.

В результате, военные действия в этом районе сводились к нескольким основным направлениям. Во-первых, можно было вести наступление двигаясь вдоль Ново и Староладожских каналов. Другим направлениям для действий войск могло являться направление вдоль Путиловского тракта на запад, однако болотистая местность севернее и южнее делала использование этого направления для действий крупных масс войск затруднительным. Тоже самое можно сказать и про использование дороги вдоль высоковольтной линии.

Единственным участком пригодным для действий войск в крупных масштабах, в т. ч. с применением тяжелой техники, было направление вдоль железной дороги Мга-Волховстрой. Это направление было наиболее перспективным, здесь сразу можно было выйти на Мгу и далее, двигаясь вдоль железнодорожной ветки прямо на берег Невы к железнодорожному мосту.

Отдельно надо остановиться на характеристике болот. Одним из самых крупных болот на территории района являлось Синявинское болото севернее и западнее Синявинских высот, площадью 46 км 2. Именно здесь велась основная часть торфоразработок, территория болота была покрыта осоками и мохом, древесная растительность почти отсутствовала.

Южнее и восточнее также лежал значительный болотистый массив, однако здесь присутствовала и древесная растительность. Возможности движения войск по этим болотам, особенно с техникой были крайне ограничены.

Район предъявлял крайне высокие требования к тому, как будут обеспечены войска. На нем было сложно наступать, но не менее сложно было и обороняться. Однако при использовании тактически выгодных рубежей можно было выстроить почти непреодолимую оборону.

Синявинские высоты. О чем молчат братские могилы?

Синявинские высоты, ставшие местом ожесточенных боевых действий в период 1941 - 1944 годов, сыграли решающую роль в битве за Ленинград. Именно в лесах и болотах у небольшой деревни Синявино решалась судьба героического блокадного города.

К началу осени сорок первого северное крыло советско-немецкого фронта характеризовалось достаточно тревожной оперативной обстановкой – под угрозой захвата оказался символ советской власти – Ленинград. Восьмого сентября после потери Шлиссельбурга вокруг второго по размерам и своему стратегическому значению города страны сомкнулось плотное удушающее кольцо. Связь с большой землей была прервана, что грозило Ленинграду самыми серьезными последствиями. Особенно в свете потери сожженных немецкой авиабомбой деревянных Бадаевских складов с продовольствием, которое партийное руководство города не догадалось рассредоточить по хорошо укрепленным подземным хранилищам.

В такой ситуации совершенно разумно направлением главного деблокирующего удара были избраны Синявинские высоты. На этой территории расстояние между двумя советскими фронтами – Волховским и Ленинградским оказалось наиболее минимальным. Еще одна немаловажная причина того, что Синявинские высоты были избраны главным направлением прорыва блокадного кольца, заключается в их господстве над окружающей местностью с тактической точки зрения. Следовательно, захват цепи этих возвышенностей давал возможность перехватить стратегическую инициативу и взять под контроль обширные низменные территории от Ладоги на северном фланге до реки Мги на южном.

Жестокие и кровопролитные бои на Синявинских высотах можно разделить на три этапа. Первый из них стартовал в ночь на двадцатое сентября сорок первого переправой одного из батальонов сто пятнадцатой стрелковой дивизии на удерживаемый дивизиями главнокомандующего группировкой немецких армий «Север» генерал-фельдмаршала Риттера фон Лееба левый берег Невы. Упорного сопротивления оказано неприятелем не было, что дало возможность захватить небольшой плацдарм, на который затем высадились подразделения первой дивизии НКВД, четвертая бригада морской пехоты и непосредственно основные части 115-й СД.

Такими силами удалось перерезать шоссейную дорогу, соединявшую Ленинград со Шлиссельбургом, и вплотную подойти к захваченной немцами 8-й ГРЭС. Этот легендарный плацдарм вошел в историю под названием «Невский пятачок». По сути это был первый успех наших войск на Ленинградском фронте. С Волховского направления к «Невскому пятачку» пробивались части пятьдесят четвертой армии генерал-лейтенанта Ивана Федюнинского. Наступление наших войск с двух сходящихся направлений на Синявинские высоты набирало ход. Передовые части уже разделяло не больше 12-ти–16-ти км, когда ударные подразделения 54-й армии натолкнулись на жесткое сопротивление неприятеля и, понеся тяжелые потери, вынуждены были отступить. Невозможность овладеть Синявинскими высотами в итоге обернулась провалом всего тактического замысла.

Второй этап Синявинской операции начался в августе сорок второго ударом войск двух советских фронтов. Тогда же в изрядно потрепанную группу армий «Север», которой уже командовал Карл Кюхлер, начали прибывать дивизии одиннадцатой армии из Крыма с ее крупнокалиберной осадной артиллерией, разрушившей Севастополь и его укрепления. Положение осложнялось тем, что хорошо оснащенные и обученные крымские дивизии Манштейна заняли позиции вдоль Невы от Ладожского озера к Ленинграду.

Фронтовая разведка сумела вовремя получить сведения о прибытии свежих немецких частей. И чтобы упредить вражеский штурм Ленинграда, который было поручено возглавить фельдмаршалу Манштейну самим Гитлером, два советских фронта начали наступление на Синявинские высоты. Мемориал и аллея Славы, строительство которых началось в 1975-м году, хранят 64 мраморные плиты с выбитыми на них фамилиями павших здесь воинов.

Возвращаясь в август сорок второго, следует заметить, что в первые часы наступления частями Волховского фронта были понесены тяжелейшие потери. Несмотря на это, уже к концу августа разрыв с окруженным городом неуклонно начал сокращаться, и Манштейну пришлось бросить в бой свой резерв – 170-ю крымскую дивизию. В сражении на Синявинских высотах, как в мясорубке, перемалывались немецкие войска, предназначенные для сентябрьского штурма Ленинграда.

За два дня боев (27-го и 28-го августа) удалось прорвать мощную немецкую оборону. Развивая успех, наши войска продолжали наступление в сторону Невы. На этот раз цепь Синявинских высот была взята. Но Манштейну удалось сосредоточить в месте прорыва ударные группировки из своего резерва. В результате наши подразделения, углубившиеся в прорыв, оказались окружены. Части войск позже все-таки удалось вырваться из этого капкана, но большинство так и полегли в Синявинских болотах. Успешно начатое наступление вновь закончилось провалом.

Третий этап Синявинской операции, на сей раз увенчавшийся успехом, начался в январе сорок третьего. Направлением главного удара был выбран район торфоразработок, располагавшийся севернее Синявино. На этом участке немцами была создана достаточно мощная оборонительная линия. В каждом из восьми рабочих поселков, располагавшихся здесь, был создан хорошо укрепленный опорный пункт. 12-го января началось хорошо спланированное наступление. И уже восемнадцатого числа состоялось воссоединение передовых частей двух фронтов – Волховского и Ленинградского. Эта операция была, по своей сути, обобщением неудачного опыта предыдущих наступлений. Возможно, именно поэтому она и завершилась успешно.

Описание:

Назия – Синявинские высоты – Ладожские каналы - Шлиссельбург

Этот недлинный маршрут идет по пустынным местам, в основном по грунтовым лесным дорожкам, проходящим по местам жарких сражений. Отойдите от дорожки на 100 метров – и, наверняка, наткнетесь на куски металла, лежащего здесь с войны. Вся местность изрыта окопами и траншеями, стоят многочисленные братские могилы и монументы павшим. Их так много, что на карты их уже не наносят. Вся местность считается «храмом под открытым небом в честь павших солдат».

Синявинские высоты – место удивительное и интригующее. Собственно таким сделала их война. В этом районе проходили многочисленные сражения, в первую очередь – попытки прорыва блокады, причем их интенсивность была очень велика. Наиболее трагическая попытка состоялась в августе-сентябре 1942 года. О потерях советских войск в этих краях можно только догадываться, но полагают, что они составляют от 300 000 до миллиона человек. У немцев здесь тоже были самые большие потери за время сражений Второй мировой.
Синявинские высоты после войны полностью обезлюдели, но дорожки – остались. Некоторые из них легко и с удовольствием проезжаются на велосипедах, но не доступны для легковых автомашин. Удачное сочетание для велосипедистов. Не менее удачно то, что руками, вероятно, волонтеров, по всем высотам установлены знаки, позволяющие нам, не профессионалам, находить интересные места и понимать, что здесь происходило. Да и просто погулять по лесу, по местам боев интересно. Во многих местах лес как бы растет из ям – на самом деле, из воронок. Плотность их потрясает – не на каждом метре след от взрыва, но действительно десятки воронок находятся одновременно в поле зрения.
Собственно «высоты» название условное. Конечно, они несколько возвышаются над остальной болотистой равниной, но и болот на них самих более чем достаточно. По сути, от одной высоты до другой надо идти через болото (дорожка их обходит). Бывает, ступишь на кочку, а из-под нее покажется кусок металла. В последнюю поездку попалось – ствол винтовки, несколько мин, касок, россыпь патронов, и кусок затонувшей машины.
Рекомендуемое время для поездки – начало августа, когда на летнем солнце все подсыхает, а комаров становится меньше.

Итак, начинается покатушка на станции Назия (не путать с поселком Назия, где располагается станция Жихарево), куда ходят электрички с Московского и Ладожского вокзалов. На станции есть магазин, который имеет смысл посетить, так как далее до самого Шлиссельбурга никаких мест, где можно было бы купить воды или еды не будет.
От станции ненапряженная грейдерная дорога идет на север. На отметке 4.2 не поворачиваем налево на асфальт, через 3 километра как бы вливаемся в большую асфальтовую дорогу (нам налево), а еще через километр подъезжаем к реке Назия. В этих местах довольно красиво – хороший лес, преимущественно из сосны, поляны.
За мостом игнорируем отвилку вправо, и попадаем на места боев. Отметка 10 км ровно – справа и слева от дороги идут противотанковые надолбы. А чуть поодаль – сплошная вереница окопов.
Наиболее удачное место, чтобы остановится и забазироваться на час-другой, есть у хутора (отметка 12.4). Прямо у дороги есть колодец и указатель где и что расположено. Наибольший интерес представляет радиальная прогулка по тропе в сторону бывшей деревни Тортолово. В сухое время по ней вполне можно ехать на велосипеде. Во влажное – лучше прогуляться пешком. Не поленитесь, сойдите с тропы, по указателю, например, «гать», или «Высота огурец». Будьте внимательны – в высокой траве скрыты и памятники, и следы работы поисковиков (небольшие ямы), и ржавые подарки войны.
Дальше наш путь лежит на север – по дорожке, уходящей на север (вправо от нашего хода движения), и через 500 метров поворачиваем направо, на наезженную лесную дорогу. Проезжаем мимо обрушившегося моста через Черную, мимо Круглой Рощи (памятник) и выезжаем к монументу «Синявинские высоты» 22 км от станции.
Монумент располагается прямо на обрыве высот к болотам южного Приладожья. В его западном углу есть родник. Вид на долину не особо красив, так как заслоняется растущими деревьями.
К мемориалу ведет асфальтовая дорога, которая, однако, быстро сходит на нет, примыкая к грейдерной трассе. По ней нам надо ехать направо (на север). Через 6 км доезжаем до Мурманского шоссе, перед которым начинается асфальт, а через него само переброшен мост. Это удачное стечение обстоятельств, позволяющее нам избежать неприятного общения с М-18. Чуть более чем в километре за Мурманкой попадаем на Т-образный перекресток. Главная дорога идет направо, а нам – налево. Ориентир – прямо по курсу Староладожский канал. Вот вдоль него мы и едем до Шлиссельбурга. Разве что можно на отметке 32,5 свернуть вправо на пляж на Новоладожском канале.
В центр Шлиссельбурга приезжаем, имея на спидометре 38 км. Шлиссельбург красив сам по себе, но описывать его достопримечательности мы в этом маршруте не станем, как не соответствующие духу поездки на Синявинские высоты. Поэтому, лишь опишем варианты дальнейшего пути.
Первый из них – прокатится на паромчике в крепость Орешек и далее в Петрокрепость, откуда можно уехать электричкой, или своим ходом через Дунай.
Второй вариант – проехать до Ладожского моста (5,5 км), затем переехать на правый берег Невы, повернуть с шоссе по указателю Поселок Имени Морозова и сесть на электричку на станции Черная Речка. На спидометре будет 48 км. Этот вариант хорошо тем, что можно посетить музей – диараму в насыпи Ладожского моста, где есть кое какая информация о событиях на Синявинских высотах.
Может быть, километраж в 40-50 км покажется небольшим, однако он дан без учета радиалки по тропе в Тортолово. Может быть вам и «хватит», а может быть, вы совместите эту покатушку с маршрутом вдоль Черной речке на урочище Березово (R15)

Автор трека - Александр Кунеш

Маршрут для опытных байкеров

2007-09-11 14:42:20, александр грушин

Дополнение: между мемориалом и мурманской трассой естьдорожка направо. через 200-300 метров среди леса стоят остовы двух больших разрушенных войной бетонных сооружений. установлен памятный знак. Ощущение нереальности и потрясенности полное.
дополнение 2: под Ладожским мостом неплохой мемориал с военной техникой.

2010-05-03 13:10:35, Харина Василий

Хороший маршрут. Проехал в начале мая, были участки, когда справедлива шутка "метр еду, два несу", очень сыро.
Глядя на то во что превратили обочины дорог, староладожский канал победители войны невольно задумываешься, может зря немцы не выиграли ту войну.

2011-08-05 17:08:14, Лев

Частенько бываю в тех местах на покатушках, поскольку живу в г. Шлиссельбург.
Через р.Черная брод чуть выше чем по колено. Сама лесная дорога до Синявинских высот весной и осенью обычно сильно залита водой, много луж и грязи, для посещения лучше выбрать лето и сухое время.
Пыльная грейдерная трасса уже заасфальтирована, так что ехать до Шлиссельбурга от Синявинских высот можно по идеальному асфальту с низким трафиком.
На самом мемориале Синявинские высоты теперь есть множество скамеек и трибуна.

2013-09-23 20:51:47, Хмелевская Оля

Отличный маршрут. Большое спасибо автору! Проехали в середине сентября до начала дождей, дорога даже до Тортолово вполне проезжая, брод через р.Черная прошли по камушкам - совсем мелко. В целом очень понравилось: красивый лес, тихо, машин мало. и следы войны..воронки, окопы, каски, гильзы, братские могилы.

Источники: http://rutlib.com/book/19807/p/3, http://fb.ru/article/89099/sinyavinskie-vyisotyi-o-chem-molchat-bratskie-mogilyi, http://www.veloguide.ru/path_full.php?id_path=41




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением