Как правильно подобрать грузы для дайвинга



Подбирайте оптимальное количество грузов

«Какое количество грузов вам необходимо?», — спрашиваю я своего клиента. «Несколько маленьких и один большой», — отвечает он, с уверенной улыбкой на лице, как будто я ждал именно такого ответа.

К сожалению, понятия «маленький» и «большой» относительны и подобный ответ равен полному отсутствию оного. Я пришел к выводу, что много дайверов не имеют ни малейшего представления о том, какое количество грузов им необходимо в той или иной воде с тем или иным оборудование. Постоянно увеличивающееся число дайверов слепо доверяются своему дайв-гиду, чтобы тот подобрал им соответствующий вес грузов, основываясь фактически только на собственной прикидке.

Наверно они убеждены, что инструктор подберет вес правильно, однако, будучи сам инструктором, могу вас заверить, что это не самое мудрое убеждение. Хотя инструктор и может подобрать вам груз, основываясь на своих познаниях относительно того, какое количество груза может понадобиться дайверу, исходя из его конституции и условий погружения, некоторые дайверы обладают необъяснимой плавучестью, в то время как другие идут ко дну как камень, без каких-либо очевидных причин. При незнании того, с каким количеством грузов дайвер погружался прежде, подбор правильного количества грузов — довольно трудная задача.

Дайверы, которые не берут на себя ответственности за свое «утяжеление», рискуют стать, как я их называю, «перевесками», поскольку мне нередко доводилось встречать гидов, предпочитающих навесить на дайвера дополнительных несколько килограммов, чтобы тот гарантированно погрузился на нужную глубину. «Перегруженному» дайверу труднее контролировать плавучесть, так как он вынужден компенсировать лишний вес дополнительным воздухом в компенсаторе плавучести. «Перегруз» приводит к повышенному расходу воздуха, т.к. поясницу дайвера тянет вниз и он плавает как морской конек, постоянно подгребая ластами. Некоторые профессионалы, напротив, со всей старательностью и рвением искореняют «перегруженность» и, как следствие, иногда случайно «недогружают» своих клиентов, что влечет за собой другие проблемы — начинающий дайвер плохо контролирует процесс всплытия и «выскакивает» на поверхность, не сделав остановку безопасности.

От себя скажу, что недогруженный и перегруженный дайвер — это не есть хорошо.

Исходя из личного опыта, могу констатировать, что самый лучший способ подобрать оптимальное количество грузов для дайвера — это провести чек-дайв и на нем провести подбор грузов на поверхности воды. Этому навыку учат на курсе Open Water Diver. Далее вы можете отслеживать предыдущие погружения, учитывая, насколько удачно был подобран груз, исходя из вида гидрокостюма и условий погружения. Помимо этого у каждого дайверов должен быть лог-бук, в который заносятся все погружения в «открытой» воде, а также комментарии к этим погружениям. Обратившись к истории погружений можно понять, сколько вам необходимо грузов, если конечно же вы в этом месте уже погружались, у вас не изменилась конституция тела и конфигурация вашего оборудования.

Подбор оптимального количества грузов — не прекращающийся процесс. С наработкой опыта, сменой оборудования для дайвинга, дайвер способен лучше контролировать свою плавучесть, так что количество используемых грузов тоже изменится. Учитывая количество грузов, использованное в предыдущих погружениях, дайвер может «калибровать» свой груз от погружения к погружению. Чем лучше подобран груз, тем комфортнее погружение.

Когда в следующий раз ваш инструктор спросит вас о количестве грузов, ответьте ему как человек, разбирающийся в этом вопросе. Грамотный ответ не только повысит ваш рейтинг в его глазах и поможет избежать неправильно подобранного груза, но и обеспечит комфортное погружение.

Статьи о снаряжении

Подбор грузового пояса и грузов

Один из наиболее часто задаваемых вопросов при обучении и выборе снаряжения: сколько грузов надо? Правильный ответ: требуемое количество грузов (вес грузов) определяется практическим тестом, который называется вывешивание. Нужно зайти в воду в полном оборудовании, полностью удалить воздух из гидрокостюма (для дайверов и из жилета компенсатора отрицательной плавучести) и принять позу «ноги вместе, руки по швам». При нормальном дыхании уровень воды должен находится на уровне глаз. Вдохнули – всплываем вверх. Выдохнули – погружаемся вниз. И это только первая процедура подбора плавучести. Для того, чтобы точно знать, сколько грузов вам необходимо, требуется выверить свою плавучесть со всем своим снаряжением. Результат: вы должны без проблем плавать на глубине 3 м и вас не должно при этом тащить вверх, либо тянуть вниз. Проще всего подобный подбор производить в обычном бассейне.

А как же быть с проблемой недо-перегруза при погружении? Очень часто приходится видеть, как большинство новичков инстинктивно подгребает ластами, и при этом, естественно, погрузиться не могут. Кроме того, есть воздух под костюмом. Конечно, никто не запрещает опускаться на ластах, но корректнее подобрать правильный вес грузов.

При погружении надо помнить и про то, что на глубине происходит обжатие гидрокостюма, из-за чего он теряет объем, и, следовательно, подъемная сила уменьшается. Проще говоря, как только вы минуете глубину 3 метра, дальнейшее погружение пойдет гораздо проще. Запомните: чем глубже Вы планируете охотиться — тем меньше свинцовых грузов понадобится, т.к. с увеличением глубины гидрокостюм обжимается (теряет толщину), а Ваша плавучесть становится отрицательной. Всплывать становится тяжело.

Для ныряния на 8-12 метров желательно удалить с пояса два-три килограмма. Дальше обжим становится меньше, и для 14-16 метров хватает трёх снятых килограммов. Плавучесть подводного охотника должна быть нейтральной (нулевой) на глубине, где предстоит охотиться, т.е. охотник без лишних усилий должен зависнуть в толще воды, словно в невесомости. При этом, вас не должно тянуть вверх или вниз. Как этого добиться? Вспомнить то, что влияет на плавучесть: вес и объем подводного охотника, снаряжение (главным образом толщина гидрокостюма), вес свинцовых грузов, глубина.

Обычно вес свинцовых грузов мы подбираем исходя, в основном, из толщины гидрокостюма и предполагаемой глубины подводной охоты. Зависимость примерно следующая:
гидрокостюм 3 мм Ваш вес /12 = необходимое количество грузов (кг);
гидрокостюм 5 мм Ваш вес /10 = необходимое количество грузов (кг);
гидрокостюм 7 мм Ваш вес / 8 = необходимое количество грузов (кг).

Эти расчеты приблизительны и справедливы для условий погружений до 5 метров. Точная настройка происходит только на практике: в бассейне или на открытом водоеме. Управляйте своей плавучестью постоянно. В зависимости от глубины охоты снимайте или надевайте дополнительные грузы (существуют быстросъемные груза – это удобно, особенно в комбинации с плотиком; жилеты, в которых можно менять кол-во грузов исходя из условий погружения). Хороший выход – иметь запасной груз на плотике или буйке подводного охотника, купить два грузовых пояса или пояс и грузовую систему одновременно (на глубине вы охотитесь только с одним грузовым поясом, а выйдя на мелководье, одеваете дополнительно грузовую систему или второй грузовой пояс).

Все расчеты приблизительные, ведь изначально плавучесть у всех подводных охотников разная. Более точное вывешивание выполняется в воде, когда подводный охотник полностью снаряжен. Если опыта подводной охоты нет, проводите пробные вывешивания на малой глубине. Помните, что недостаток, равно как и избыток груза, приводит к повышенному расходу энергии и, следовательно, воздуха, что ведет к быстрой усталости.

Казалось бы, что может быть проще грузового пояса – кусок капроновой (стропа) или резиновой ленты с пряжкой. В результате выброс. И те и другие имеют свои плюсы и минусы. К плюсам грузового пояса из кордуры можно отнести его прочность и долговечность, к минусам – необходимость поправлять/подтягивать его под водой. И, конечно, от долговременного использования капроновая лента сплющивается. Результат: пряжка фиксируется не жестко, и пояс начинает потихоньку ползти. Пока подводный охотник или дайвер плывет горизонтально, все нормально, но стоит ему принять вертикальное положение, как пояс сваливается. И хорошо, если вы успеете поймать его ногами! Если же нет, происходит аварийный подьем, по сути выброс.

Большинство подводных охотников считают (читайте на форумах и в специализированных изданиях), что у резинового грузового пояса плюсов больше – прежде всего эластичность, а значит, его не нужно поправлять/подтягивать при нырке. Помимо этого, он позволяет комфортно дышать, а свинцовые грузы не сдвигаются. Но есть и минус: относительная недолговечность.

Отдельно следует сказать про мягкие грузовые пояса с несколькими карманами для грузов или мешочков с дробью. Преимущества: комфорт и возможность быстро изменять вес грузов, докладывая или вынимая их из карманов.

Пряжки грузовых поясов тоже отличаются разнообразием: быстросъемные, марсельские, стальные и пластиковые – продавцы магазина снаряжения для дайвинга и подводной охоты «Аквамарин» с радостью помогут выбрать то, что подходит именно Вам.

Подбор требуемого количества грузов производится в полном снаряжении методом проб и ошибок. Не жалейте на это времени. Правильно подобранный грузовой пояс во многом определяет комфорт и безопасность под водой, экономит ваши силы, воздух и время. В заключение – в экстренной ситуации не бойтесь и не жалейте сбросить грузовой пояс – жизнь дороже!

Инструктор CMAS-КПДР №RUS/F00/i2/08/000159
Дайвмастер PADI №DM628433

Любому ныряльщику обязательно понадобится грузовой пояс, чтобы компенсировать положительную естественную плавучесть организма, которую, к тому же, еще и увеличивает экипировка. И чем толще будет костюм, тем больше плавучесть и тем больше груза нужно подобрать и затем распределить вдоль тела ныряльщика. Поэтому подбор груза для подводной охоты — это очень важно.

Как правильно рассчитать и выбрать груза

Большой выбор грузов для дайвинга позволяет любому дайверу выбрать самый подходящий для него вариант. Самыми популярными являются свинцовые грузы, которые отличаются следующими формами:

  • классическая пластина или «кирпич»;
  • грузы в рассыпчатом виде, они предназначены для разгрузочных жилетов в мягких материалах;
  • разгрузочная плита для спины.

Нужно учесть, что производя расчет грузов для подводной охоты при использовании их на поясе надо правильно распределять вес груза, чтобы при подъеме и погружениях не чувствовать дискомфорта. Если же используется разгрузочный жилет, то пластины и пояса не понадобятся. Весят груза от 0,5 до 2 кг. Невозможно точно определить, какое количество грузов понадобится в каждом определенном случае. Все зависит от самого дайвера, от типа погружения и веса снаряжения. Стоит отметить, что в пресной воде меньше плавучесть, ведь в ней нет соли и поэтому груза понадобится приблизительно на 2 кг меньше. Если ныряльщик правильно нагружен, то у него будет нулевая плавучесть на глубине три метра.

Общее правило следующее: дайвер в компенсаторе плавучести обязан нагрузить себя двумя лишними килограммами по сравнению с ныряльщиком без такого вида снаряжения.

Что такое быстросъемный груз

Быстросъемный груз для подводной охоты оборудован специальной крепежной системой, вес которой составляет 720 г и позволяет ныряльщику быстро, при этом, не снимая пояса, точно настроить свою грузовую систему под изменившиеся условия подводной охоты. При необходимости груз легко сбрасывается. Чтобы быстро отвешиваться, следует приобрести один или два быстросъемных груза. Механизмы этих грузов позволяют за считанные секунды снизить или добавить вес грузового пояса.

Полезные советы

Для определения необходимого веса груза многие специалисты предлагают использовать такие правила:

  • наденьте на себя все аксессуары и гидрокостюм;
  • одеваете груза;
  • принимаете горизонтальное положение на поверхности воды;
  • вдохните — при вдохе груза должны держать на плаву;
  • выдохните — при выдохе груза начинают медленно погружаться.

Если все так и произошло, то вес груза подобран правильно. Стоит отметить, что и перегруженный, и недогруженный дайвер — это не очень хорошо. Перегруженному человеку труднее контролировать плавучесть, ведь он начинает компенсировать лишний вес дополнительным воздухом в компенсаторе плавучести. А недогруз приводит к плохому контролю над процессом всплытия и дайвер «выскакивает» на поверхность, не выполнив остановку безопасности.

Похожие записи:

Источники: http://oneocean.com.ua/article.php/Weight-Yourself, http://akvakirov.ru/curious/article.php?ELEMENT_ID=144261, http://bazavodolaza.ru/?p=307




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением