Как правильно поставить сальник коленвала на муравей



DonAuKind › Блог › Мотороллер муравей. Начало сборки. Коленвал.

Александр Шуенков, 21 год
Я езжу на ЗАЗ 968 Пломбирчик
Мещовск, Россия

В первой части я не написал, чего вообще будут касаться посты про этот супер грузовой мотороллер. Так вот, я просто опишу как я собирал двигатель, без каких либо подробностей типа "это поставить сюда, это прикрутить сюда" и т.д. Напишу какие возникали сложности при сборке и ещё разные мелочи и подробности колхозного ремонта) И ещё один или несколько постов (в зависимости от количества фото и текста) про карбюратор К62, в частности про конструкцию и принцип работы, так как про настройки и обслуживание информации достаточно.

Ну ладно) Этот пост про начало сборки и в частности про то, как я ставил коленвал)

Для начала перед сборкой конечно же надо тщательно вымыть обе половинки картера и прогнать все резьбы (везде стандартная М6).

Далее первым делом ставится стопорное кольцо, на которое опирается сальник коленвала, то есть в центральную проточку (всего их три)

вид со стороны коробки

Вообще нужны специальные пассатижи, с круглыми концами или утконосы. Но если не жалко поверхность под обойму подшипника, то можно поступить значительно проще, как я) Кольцо ставится перпендикулярно, вырезом вниз и забивается молотком настолько, чтобы потом при разворачивании его из перпендикулярной в параллельную плоскость, концы кольца оказались в пазу. А дальше в паз кольцо заправляется всё тем же молотком ( на самом деле молотком тут делается процентов 80 все работы :) ) и отвёрткой, либо пробойником. Делается это мгновенно, а круглыми пассатижами можно провозиться очень долго.

Дальше нужно запрессовать сальник. На самом деле забить. Само-собой его нужно смазать маслом (и картер тоже) и по-хорошему нагреть картер. Но так как калорифер удивительным образом перестал работать, то греть мне было нечем. Поэтому забивал я его так, на холодную. Вообще сальники это самое противное, что было. Как их забить — дело ваше, лично я бил крест-накрест, чтобы сальник не шёл враспор. Потому как ударить по всему периметру сальника, например головкой подходящего диаметра, у меня не получалось — сальник шёл враспор. Думаю в нагретый картер он конечно же залез бы легко. Но ладно)

Далее ставится второе стопорное кольцо (то что над сальником). И тут надо быть аккуратным и не забыть его поставить так, чтобы не перекрыть отверстие масляного канала:

Далее можно ставить первый из подшипников коленвала (если смотреть со стороны коробки, тот что над сальником). Но для начала нужно проверить как этот подшипник сидит на нём. И если сидит он на нём неплотно (то есть вы понимаете, что внутренняя обойма подшипника может прокрутиться на валу), то надо это исправить. Как? Ну по-хорошему увеличить диаметр шейки, хромом например. Но если у вас нет доступа к подобным технологиям, то можно воспользоваться старым проверенным молотком. Бьём тыльной его частью по тому месту, где будет сидеть подшипник и ни в коем случае не по той, где работает сальник. Получается примерно вот так:

Бить надо не сильно и по всей окружности. Вот так вот. Теперь можно ставить подшипник, проверив перед этим достаточно ли вы избили коленвал и нормально ли подшипник на нём сидит)

Далее непосредственно сам коленвал. Как я говорил, я собрался ставить другой — с нормальной втулкой и сепаратором шатуна. Для начала я его помыл и заменил внутреннюю обойму подшипника (того что в другой половинке картера)

обвёл обойму красным, чтоб было понятно

Та что на нём стояла была ржавая, всё-таки колхозить тоже надо с умом)

Палец в шатун заходил очень плотно, точнее только с помощью молотка. Точнее с одной стороны он заходил от руки, а с другой не лез вообще. Получить ещё один коленвал с разбитым шатуном и пальцем мне не хотелось, поэтому пришлось опять колхозить, и я сделал свою супер развёртку)

На болт М10 намотал нулёвку, пропитал маслом, и аккуратно пошлифовал втулку. После этого палец, как ему и должно, легко входил от руки и в то же время не вылетал под действием mg если его перевернуть.

Далее возможны два пути: либо забить последний подшипник, собрать коробку и потом забивать коленвал; либо забить коленвал, забить последний подшипник и собирать коробку. Я выбрал последний вариант, так как стучать по коленвалу надо как можно меньше, а второй подшипник лезет на него очень туго.
Поэтому забиваем коленвал на тот подшипник, под который мы били шейку молотком

И с другой стороны забиваем второй подшипник и ставим стопор:

Убеждаемся что всё крутится, смазываем всё контрольно маслом и можно приступать к коробке.

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотороллера «Муравей»

В статье: Разборка двигателя мотороллера «Муравей» в подробностях был показан процесс полной разборки двигателя ТМЗ, после чего, все детали были тщательно осмотрены и проверены на предмет допустимого износа и повреждений.

Проверку на пригодность к дальнейшей эксплуатации не прошли все сальники и подшипники двигателя, цилиндр — его пришлось расточить под ремонтный размер, моторная цепь, и шестерня первой передачи — из-за износа втулки и еще кое-что по мелочи. Не так уж и много если учитывать возраст и «качество» обслуживания нашего «муравья»…

Все изношенные детали удалось купить без особых проблем, так что осталось дело за малым — собрать «до кучи», все это «советское барахло». Чем собственно мы сегодня и займемся.

Перед сборкой, все плоскости и детали двигателя тщательно отмываем-очищаем от грязи, масла и остатков старых прокладок, герметика. Особое внимание уделяем состоянию картера и резьбовых соединений, основные работы по ремонту картера, подробно изложены в статье: Ремонт картера двигателя скутера. подготавливаем себе чистое рабочее место, и приступаем к очень интересному и увлекательному занятию…

Укладываем правую половинку двигателя на брусочки, прочищаем-продуваем масляный канал (отмечен стрелкой), обезжириваем плоскость фланца крепления династартера, укладываем новую прокладку и обязательно в месте где отмечено стрелкой немного подрезаем ее по контуру масляного канала.

Герметик наносить на этот разъем нежелательно, так как существует опасность того, что герметик попадет в масляный канал и перекроет подачу масла к сальнику и коренному подшипнику коленчатого вала. К чему это приводит, написано в статье: Ремонт династартера мотороллера «Муравей»

Устанавливаем новый сальник в фланец крепления статора династартера, обезжириваем плоскость, наносим на болты крепления «синий» фиксатор резьбы и окончательно затягиваем болты. Затягивать болты следует очень хорошо, так как они постоянно откручиваются, что приводит к серьезным поломка двигателя.

Переворачиваем половинку, греем строительным феном посадочное место коренного подшипника и с помощью оправки — устанавливаем новый коренной подшипник (в нашем случае) в картер.

Берем другую половинку картера, в обязательном порядке прочищаем-продуваем масляный канал (отмечен стрелкой), вставляем в посадочное место коренного подшипника стопорное кольцо и точно также, устанавливаем на свое место второй коренной подшипник.

Ищем лист металла — подходящей толщины (7-8 мм), просовываем между щек коленчатого вала наш лист и в таком положении, при помощи оправки — напрессовываем на цапфу внутреннею обойму коренного подшипника.

Коленчатый вал этого двигателя был тщательно проверен на наличие неисправностей и правильность геометрии, основные работы по диагностике коленчатого вала, подробно изложены в статье: Методика определения неисправностей коленчатого вала скутера, мотоцикла

Также, на этом коленчатом вале пришлось заменить втулку верхней головки шатуна, более подробно эта работа расписана в статье: Замена втулки шатуна мотоцикла «Иж-планета», «Юпитер», «Муравей»

Вкладываем коленчатый вал в левую половинку картера, окончательную установку коленчатого вала в картер производим с помощью несложного приспособления, подробности правильной установки коленчатого вала в картер, вы найдете в статье: Ремонт двигателя мотоцикла «Восход-ЗМ», а не кувалдой. Как это часто любят делать в «колхозах»…

После окончательной установки коленчатого вала в картер, собираем в правильном порядке КПП, как собрать КПП написано в статье: Ремонт и сборка КПП (коробки) мотороллера «Муравей»,

Укладываем половинку картера с собранной КПП на дощечки так, чтобы валы свободно висели в воздухе и не мешали работе, обезжириваем плоскости картера, устанавливаем на свои места направляющие втулки (отмечены стрелками) так, чтобы они немного вышли над плоскостью картера (5-6 мм), наносим герметик на обе половинки и ложем новую прокладку.

Смазываем кромку сальника и коренной подшипник коленчатого вала моторным маслом и сверху одеваем вторую половинку картера.

Заправляем внутрь картера усик пружины фиксатора копирного вала КПП.

Деревянной киянкой простукиваем половинки до их полного схождения и затягиваем крепежные болты картера.

Смазываем моторным маслом коренной подшипник, кромку второго сальника коленчатого вала, затем при помощи оправки устанавливаем сальник на свое место.

Ставим на свое место стопорное кольцо.

Туда же устанавливаем опорный подшипник коленчатого вала и фиксируем его вторым стопорным кольцом.

Теперь осталось поставить на двигатель поршневую группу, проверить и собрать детали сцепления и установить механизм кикстартера. После чего можно устанавливать двигатель на раму.

Понравилось? Не теряй - делись и сохраняй .)!

5 thoughts on “Фотоотчет: Ремонт двигателя мотороллера «Муравей»”

Вот интересный списочек по взаимозаменяемости сальников и подшипников:

Размеры, мм Применяемость, марка, модель машины Место установки
В.д. Вн.д. Шир.
16 8 7 Мопед "Карпаты", "Дельта" Рычаг сцепления
25,1 12 7 Мотоцикл "Урал" Педаль и рычаг коробки передач
26 13 8 ЗИЛ-4314 Рулевой вал
30 15 7 Мотоцикл "Урал", "Днепр" Распредвал
35 15 7 Мопед "Карпаты", "Дельта" Коленвал
30 16 7 ВАЗ-2108, "Ока" Шток выбора передач
30 16 7 Мотоцикл "Днепр" Педаль переключения коробки передач
30 17 7,5 Мотоцикл ИЖ-П, ИЖ-Ю Коленвал правый
47 17 10 Мотоцикл "Восход" Коленвал правый
34,8 18 9 Лодочный мотор "Нептун" Коленвал
40 18,5 8 "Ока" Первичный вал коробки передач
35 19 7 Мотоцикл "Минск" Ступицы колес
37 19,3 10 ВАЗ-2101. -2107.-2121 Рулевой вал
32 20 6 Мотоцикл "Восход" Вал кикстартера
32 20 7 "Газель" Рулевой вал
30 20 8,5 Мотоцикл "Днепр" Вал кикстартера
35 20 10 "Волга", ГАЗ-3307 Рулевой вал
40 20 10 Мотоцикл "Урал" Вал кикстартера
Мотоколяска СЗД Коленвал правый и вентилятор
32 21 7 Мопед "Карпаты", "Дельта" Вторичный вал коробки передач
34,5 22 6 КамАЗ Угловой редуктор РУ
ЗИЛ Винт РУ
УАЗ Вал червяка
35 23 6 ЗАЗ, ЛуАЗ, "Москвич-412" Рулевой вал, вал сошки
36,5 23 6,5 Мотоцикл ИЖ-П, ИЖ-Ю Ступицы колес, вал кикстартера ИЖ-П
40 24 7 "Таврия" Первичный вал коробки передач
42 24 7 АЗЛК-2141 Первичный вал коробки передач
45 24 10 ЗАЗ, ЛуАЗ Первичный вал коробки передач
46 24 11 ЗИЛ-4314, КамАЗ Насос гидроусилителя РУ
46 24 13,5 ЗИЛ-4314 Компрессор
38 25 8 Мотоцикл "Урал", "Днепр" Ступицы колес
42 25 10 ЛуАЗ Полуоси
Мотоцикл "Тула", "Муравей" Ступицы колес
45 25 8 ВАЗ-2108 Первичный вал коробки передач
52 25 6,5 Мотоцикл ИЖ-Ю Коленвал промежуточный
52 25 10 Мотоцикл ИЖ-Ю Коленвал левый
52 25 20 Мотоцикл ИЖ-П Коленвал левый
38 26 7 ЗАЗ-968 Полуось
47 26 10 Мотоцикл "Восход" Ступицы колес
40,25 27 7 Мотоцикл "Восход" Вторичный вал коробки передач
42 28 7 ВАЗ-2108,"0ка" Коленвал передн.; распредвал
47 28 8 ВАЗ-2101. -2107,-2121 Первичный вал коробки передач
43 28,6 10 ВАЗ-2101. -2107.-2121 Вал сошки
45 30 8 ВАЗ-2101. -2107,-2121 Полуось заднего моста
45 30 7 "Таврия" Коленвал передний
47 30 10 ЗАЗ (агрегат 30 л.с.) Картер сцепления
50 30 9 "Москвич-412",ИЖ Первичный вал коробки передач
52 30 8 Мотоцикл ЯВА-638 Коленвал правый
52 30 10 Мотоцикл ЯВА-638 Вторичный вал коробки передач
45,1 32 8 Мотоцикл "Урал", "Днепр" Первичный вал коробки передач
50,5 32 12 УАЗ Кулак шарнира передн. моста
44 33 10 "Волга", УАЗ Вал сошки
49,25 33,4 9 "Москвич-412", ИЖ Удлинитель коробки передач, внутр.
49,25 33,4 9,5 "Москвич-412", ИЖ Удлинитель коробки передач, наружн.
48 34 10 ГАЗ-3307 Вал сошки
49,4 34 8 Мотоцикл "Урал", "Днепр" Вилка кардана
Мотоколяска СЗД Поводок кардана, задняя ступица
48 35 7 "Волга", "Газель" Первичный вал 5-ступенч. коробки передач
52 35 9 Мотоцикл ИЖ, СЗД Вторичный вал коробки передач
48 36,7 8 Мотоцикл "Урал", "Днепр" Вторичный вал коробки передач
52 38 7 "Таврия", "Ока" Ступицы задние
Размеры подшипников.

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ ОДНОРЯДНЫЕ

Размеры, мм Серия Применяемость, тип машины, марка, модель Место установки
В.д. Вн.д. Шир.
55 30 13 106 ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 ВС
КамАЗ ТНВД
32 12 10 201 ВАЗ, "Ока", "Таврия" Генератор
КамАЗ, КрАЗ ТНВД
М. "Минск" Коробка передач
М. "Карпаты", "Рига" Передняя ступица, задняя ступица
Лодочный мотор. "Ветерок" Редуктор
35 15 11 202 "Таврия" ЗАЗ-1102 Натяжной ролик
КрАЗ, МАЗ, БелАЗ Регулятор оборотов
М. "Минск" Передняя ступица, задняя ступица
М. "Восход", "Тула", "Муравей" Коробка передач
42 17 12 203 "Волга",УАЗ,ГАЗ-51,-53,ГАЗ-3307 Первичный вал
КрАЗ, МАЗ Водяной насос
М."Восход", "Тула" Коробка передач
"Муравей", "Минск", ИЖ
М. ИЖ Передняя ступица, Задняя ступица
Лодочный мотор. "Ветерок" редуктор
52 25 15 205 "Ока" Коробка передач
"Ока" балансир.валы
ВАЗ-2101. -2107,-2121 Коробка передач
ЛуАЗ Передняя полуось
КамАЗ Коробка передач,РМ
М. "Ява", "Тула" Задняя звездочка
М.ИЖ коленвал
М. "Урал", "Днепр" Коробка передач, распредвал
Мотоколяска СЗД Задняя ступица
Лодочный мотор. "Вихрь" -
КрАЗ, МАЗ ТНВД, вент-р
ЗИЛ-4314,-130, 131 Первичный вал
62 30 16 206 "Москвич-403", -412, -2140,ИЖ Коробка передач
ЛиАЗ, ЛАЗ промвал, вентилятор
"Газель" Подвесной подшипник кардана
МАЗ-500 Раздаточная коробка
ЛуАЗ приводной вал
М. "Ява" коленвал
М. "Днепр" Колесный редуктор
37 12 12 301 ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 балансир .вал
КрАЗ регул.оборотов
42 15 13 302 ВАЗ, "Ока", "Таврия" Генератор
М. "Ява" Передняя ступица, Задняя ступица
52 20 15 304 ЛуАЗ приводной вал
М. ИЖ, "Тула", "Муравей" коленвал
КрАЗ шкив вентил-ра
М. "Урал", "Днепр" Коробка передач
Мотоколяска Передняя ступица и вентилятор
35 15 14 502 ВАЗ-2101. -2107, 2121, М-2141 Первичный вал
"Москвич", "Волга", УАЗ
ИЖ, ГАЗ, ЗИЛ Генератор
40 17 16 503 ЗАЗ-968, ЛуАЗ-969 Генератор
52 25 18 505 ВАЗ-2101. -2107* Подвесной подшипник кардана
ГАЗ-52 (ПАЗ, КАвЗ на базе ГАЗ-52) Подвесной подшипник кардана лебедки
47 17 19 603 М-412,-2140, ИЖ-412 Водяной насос
"Волга", УАЗ, "Москвич",
ГАЗ, ИЖ, ЗИЛ, КамАЗ Генератор
40 17 14 703 ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66, ЗИЛ-130,-4314, ЛиАЗ Водяной насос
47 17 15,5 803 ГАЗ-24, УАЗ, ГАЗ-52, -53, -66, ЗИЛ-130,-4314, ЛиАЗ Водяной насос

Если список окажется интересным для большинства, то можно его прикрепить как отдельную тему.

Сообщение отредактировал Sem - Воскресенье, 02.05.2010, 21:45

Источники: http://www.drive2.ru/b/2798030/, http://scooter-mania.ru/fotootchet-remont-dvigatelya-motorollera-muravej/, http://suzuki-sepia.clan.su/forum/13-953-2




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением