Как правильно составить хокку



Правила написания хокку

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.

Аналогов стихам хокку нет ни в одной поэзии мира. Объясняется это тем, что у японцев особое мировоззрение, весьма аутентичная и самобытная культура, иные принципы воспитания. По своей натуре представители этой нации – философы и созерцатели. В моменты наивысшего подъема у таких людей рождаются стихи, известные во всем мире, как хокку.

Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек. первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.

В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и лишенным условностей внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением емко и красочно излагать свои мысли.

Стоит отметить, что правило 5-7-5 не распространяется на стихи хокку, если они создаются на других языках. Связано это, в первую очередь, с лингвистическими особенностями японской речи, ее ритмом и певучестью. Поэтому хокку, написанные на русском языке, могут содержать в каждой строчке произвольное количество слогов. То же самое касается и количества слов. Неизменным остается лишь трехстрочная форма стихотворения, в котором отсутствует рифма, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картинно того, что он услышал.

Существует еще одно правило хокку. которого, впрочем, авторы придерживаются по собственному усмотрению. Оно заключается в контрастности фраз, когда живое соседствует с мертвым, а сила природы противостоит умению человека. Однако стоит отметить, что контрастные хокку обладают гораздо большей образностью и притягательностью, создавая в воображении читателя либо слушателя причудливые картины мироздания.

Написание хокку не требует целенаправленных усилий и концентрации внимания. Процесс написания подобных стихов происходит не по воле сознания, а продиктован нашим подсознанием. Только мимолетные фразы, навеянные увиденным, могут в полной мере соответствовать концепции хокку и претендовать на звание литературных шедевров.

Как написать хокку

Краткое содержание статьи

Японские традиции написания хокку

И так мы уже научились писать Русские хокку. а теперь давайте более внимательно попробуем вникнуть в Японские традиции написания этих замечательных стихотворений, так как это направление поэзии возникло все-таки именно в этой замечательной стране во времена средневековья. Обычно утверждается, что как жанр хокку возник в XV веке.

Хокку переводиться с Японского как «начальные строки», и изначально писались в жанре «рэнга » что переводиться как «сцепленные строки», но достаточно быстро хокку стали писаться и отдельно как самостоятельные стихи и стали довольно известным видом поэзии в тогдашней Японии.

Хокку мацуо Басё

Одним из самых известных и гениальных поэтов писавших в стиле хокку и рэнга был Мацуо Басё( 1644-1694). Он считается первым, кто начал писать трехстишия отдельно, и одним из лучших писателей хокку.

Басё рекомендовал начинать написание хокку с проникновения во внутреннюю жизнь предмета или явления. а после этого поэту просто надо было перенести это внутреннее состояние на бумагу, просто и немногословно, это и будет хороший хокку.

Басе говорил о состоянии «саби» что в переводе «просветленное одиночество». оно позволяет поэту видеть внутреннюю красоту вещей и явлений, выраженную даже в очень простых формах. Сам Басё всегда жил скромно и очень много путешествовал, и при этом почти не имел почти никакой собственности, хотя при этом он был довольно знатного происхождения. До сих пор он остается одним из самых ярких примеров для подражания начинающих поэтов, прочтите несколько его хокку…

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

Прощальные стихи
на веере хотел я написать —
В руке сломался он.

А ну скорей, друзья!
Пойдем по первому снегу бродить,
Пока не свалимся с ног.

Еще одной из значительных личностей в истории хокку был Масаока Сики (1867-1902), именно он ввел название «хайку» (haiku) что в переводе означает «комические стихи». Масаока Сики провозглашал принцип объективности как самый главный, то есть образы и темы для хайку надо было брать из собственного реального опыта, а не из воображения.

Также в его понимании следовало по возможности убирать фигуру самого поэта и его суждения из текста хайку, а также минимизировать эпитеты и сложные слова. Вот несколько его известных хайку:

чищу грушу —
капли сладкого сока
ползут по лезвию ножа

убил паука,
и так одиноко стало
в холоде ночи

груши в цвету…
а от дома после битвы
лишь руины

Мы будем называть наши стихи именно хокку, чтобы не ограничивать темы написания, до смешных и комических, так как я сам предпочитаю довольно часто писать на различные философские темы.

Также, хотелось бы остановиться на рекомендации писать хокку в 3 строки, и 17 слогов. Написание в 3 строки практически даже не обсуждается, это дает хокку необычный ритм, и отличает его от других видов поэзии. Но несмотря на это иногда встречаются люди пишущие хокку даже в 1 строку, но это скорее наносит больше вреда хокку чем пользы, поэтому мы остановимся все-таки на 3 строках.

Есть различные варианты, что стоит писать в различных строках хокку, например:

1) Первая строчка говорит о чем пойдет речь.

2) Вторая раскрывает смысл первой.

3) Третья строка делает неожиданный вывод из всего этого.

Что глупей темноты!

Хотел светлячка поймать я —

и напоролся на шип.

Или такой стандартный пример:

Кладбищенский забор
Не может больше сдерживать
Напора тюльпанов!

В этом хокку также содержится и противопоставление живых и неживых объектов, что тоже вносит неплохое разнообразие и контраст в хокку. Но в любом случае очень приветствуется, когда одна из строк очень сильно меняет суть самого хокку .

Есть и другие варианты расположения смысла по строкам, легко можно сделать наоборот, часто для указания темы хокку достаточно только первой строки, а остальные строки подводят неожиданный итог. Например:

Но мой старый отец —

А вот со слогами в хокку гораздо меньше определенности, да обычно хокку пишется в 17 слогов, а именно 5 в первой строке, 7 во второй, и снова 5 слогов в третьей строке. Но это в идеале, а вот на практике даже сам великий Басё иногда не придерживался этой схемы, да и не только он, у других классиков хокку тоже встречается отхождения от традиционного размера.

В хокку важнее душа чем форма

Есть много рекомендаций не слишком концентрироваться даже на этом аспекте написания, так как в хокку важнее душа, а не внешняя форма. вы же помните что в хокку неважна даже рифма. Так что во имя хорошего хокку можно пренебречь и этим.

Но и это еще не все также многие исследователи и филологи отмечают, что само написание японскими иероглифами существенно отличается от написания на других языках по длительности, ритму и информативности.

Например, на русском или английском языках, обычно считается, что в среднем для сохранения такой же информативности как и в японском аналоге: на русском языке надо писать немного более длинные хокку. а на английском языке наоборот более короткие .

Также обычно одинаковые японские иероглифы имеют больше различных значений, чем в русском языке, например один и тот же иероглиф может означать и «вечер» как время дня, и настроение, такое как «предаваться печали».

Поэтому создавать многозначительные, и с легким едва уловимым оттенком настроения хокку, легче на японском. но как говориться мы не ищем легких путей, поэтому я предпочитаю придерживаться традиционного размера при написании хокку.

Хокку лучший тренажер для ума и воображения

Да и получается, что тогда написание хокку превращается в еще большую гимнастику для ума. чем для самих Японцев, так как нам приходиться умещать всю красоту чувств нашей большой и широкой души, в еще меньшее количество слов.

Еще хокку развивают неординарное и индивидуальное мышление. а сейчас написание хокку используется даже в психотерапии, так как при написании хокку человек пишет в основном не словами, а образами и чувствами. А когда интеллект отходит на второй план можно даже услышать свою душу, да и просто расслабиться и морально отдохнуть.

Одно из самых замечательных и положительных влияний хокку, это умение открывать свою душу, и впускать в нее творческие прорывы вдохновения. И это замечательное умение, так как известно, что все самые великие открытия, картины, стихи, музыка и многое другое появились на свет именно таким путем, а не путем напряженного обдумывания, зачастую это только мешает.

Практически никогда шедевры не создаются путем просто идеальной техники и шаблонной работы. так что желаю вам научиться слышать себя и создавать шедевры в том, чем вы занимаетесь, а не просто хорошо выполнять свою работу. А для этого рекомендую меньше бояться, больше экспериментировать и расслабляться, ну и конечно же тренироваться в сложении стихов хокку.

С этой статьей рекомендуем к прочтению:

Как написать…-1. Как написать хокку (японское трехстишие)

Всем известны не понаслышке причудливые миниатюрные стихотворения родом из Страны Восходящего Солнца – хокку . Известны настолько, что, зачастую, являются первейшей ассоциацией о далекой и загадочной Японии.

Написать хокку очень несложно. хотя перед чистым листом бумаги может подуматься и обратное. Главное, на мой взгляд, придерживаться нескольких правил написания хокку. Как в плане композиции, так и… Настроения.

Я собрал свои наблюдения на этот счет в одну кучу и хочу предложить Вам свою точку зрения о том, как писать хокку. Взгляд мой несколько изолированный – я предельно абстрагировался от взглядов на вопрос написания хокку, которые можно найти в русскоязычном Интернете. Сильно сомневаюсь при этом, что он будет сильно разниться с мыслями других. Принимать мое мнение или нет – решайте сами. Так может быть, что чья-то статья раскроет нечто большее для Вас в поисках решения этой задачи.

Итак, хокку – это стихотворение из трех строчек, в котором отсутствует рифма.

Что нужно знать, чтобы сочинить хокку правильно. Говоря иначе, в чем заключаются особенности хокку ?

Размер хокку

Во-первых, важен размер хокку. Классические хокку состоят из 17 слогов. которые в пределах трех строчек распределяются таким образом: 5 слогов – 7 слогов – 5 слогов. Конечно, допускаются и варианты, но мне всегда нравилось выражать мысль именно в таком, традиционном формате.

Контраст смысла хокку

Во-вторых, также достаточно важен смысловой контраст. Строчка за строчкой должны следовать антонимичные смысловые образы. Свет – тьма, радость – грусть, жизнь – смерть. Чуть дальше покажу на примере, о чем идет речь.

Да, можно обойтись и без этого, создавая выразительное трехстишие. Но вот без соблюдения этого пункта будет ощущаться в подсознании читателя, что «что-то здесь не так». Не то. Красивый набор слов. Часто ощущается, но, правда, не всегда.

Стиль хокку

Размер и контраст создают вместе то, что я называю ритмом стихотворения хокку . Или стиль хокку . Это та интонационная основа, которая определяет стихотворение именно как хокку и никак иначе. Грубый пример подобной интонационной основы – попробуйте проговорить про себя какую-нибудь частушку. Вы все знаете этот мотив. 🙂

Также важно понимать ключевое отличие хокку от привычной нам поэзии. Если мы, грубо говоря, в стихотворениях не стесняемся открыто описывать действия, пейзажи и события, ярко разбрасываясь словами (как яркими, так и мрачными), то хокку имеет созерцательную сущность.Сочинение хокку — это отстранённость и констатация события/действия через ощущение, исходящие изнутри человека, а не нечто маячащее где-то снаружи, в окружающем мире.

Я бы назвал хокку и всю поэзию Востока в целом интровертной, в противовес характерной для нашего мира экстраверной. Более взвешенной, тонкой и глубинной по содержанию в целом.

Итак, как же написать хокку на русском по канонам?

Давайте последовательно напишем одно хокку вместе – и это будет, думаю, самой лучшей помощью Вам в написании японских трехстиший хокку .

Напомню, что следует держать во внимании:

2) Контрастность рядом стоящих строчек;

3) Взгляд изнутри автора наружу, в мир.

Итак, первая строчка. В ней задается то самое явление, действие или событие, которое мы созерцаем:

(5 слогов, нечто живое)

Во второй строчке следует расширить знание о рассказанном в первой строчке, либо пояснить «происходящее»:

«Унес листья с берез»

(7 слогов, символизирует конец жизни)

Третья строчка – измышление насчет происходящего, оценка, выражение внутреннего ощущения по поводу происходящего:

«Еще будет весна»

(5 слогов, означает новую жизнь).

Следуя такой несложной инструкции, Вы обязательно сможете придумать замечательное японское стихотворение хокку . С одной стороны, написание такого стиха не занимает много времени, с другой же – пошевелить мозгами все-таки приходится, чтобы придержаться всех правил.

Успешного Вам сочинительства!

Искренне Ваш, Павел Дударенко.

p.s. Кстати, именно с созданием хокку будет связано первое упражнение в разделе «Практика» (подробную заметку об этом разделе я оставлю в следующем сообщении).

Навигация по записям

Спасибо, что обратили внимание на этот момент. 🙂
Хочу отметить, что в случаях, если композиция не страдает, схема 5-7-5 не должна играть решающей роли — это не 100%-ное правило. Главное, чтобы звучнее — для этого руководствуйтесь внутренними ощущениями при написании текста. Все-таки пишем на принципиально другом языке. 🙂
Как вариант, предлагаю такую версию строчки в 5 слогов здесь: «Но будет весна» или «Дождемся весну».

Хокку писать не сложно.
попадётся слово «ли»
поменять на «километр»

Я тоже считаю, что очень легко. 🙂
Именно то, с чего стоит начать обучение сочинительству.

Добавить комментарий

Подпишитесь и получайте информацию о новых материалах прямо на почту!

Рубрики

Архивы

Метки

Работает с FireStats
  • Источники: http://pishi-stihi.ru/pravila-napisaniya-hokku.html, http://samosoverhenstvovanie.ru/how-to-write-a-haiku/, http://www.pd.co.ua/kak-napisat-1-kak-napisat-xokku-yaponskoe-trexstishie/




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением