Как правильно составить технологическую схему сборки



Методика проектирования технологических схем сборки машин

Методику проектирования технологических схем сборки машин разберем на примере короткоконусной дробилки 1650 (фиг. 230). На схеме цифрами в прямоугольниках (малых) обозначены порядковые номера деталей, входящих в сборку отдельных сборочных единиц и в общую сборку машин. Окружностями обозначены технологические комплекты, треугольниками — подузлы, прямоугольниками (большими)—узлы. Направление потока сборки отдельных сборочных единиц и машины указано стрелками. Возможность параллельной сборки узлов, подузлов и комплектов указана параллельными линиями.

Составив общую схему сборки машины (см. фиг. 227), технолог компонует схемы сборки отдельных сборочных единиц. Технологические схемы отражают все данные, необходимые при сборке машин. Например, трудоемкость отдельных сборочных единиц и всей машины проставляется в фигурах, обозначающих эти единицы. Специальные операции обозначаются буквами, проставленными на схеме около точек на линиях сборки. Расшифровка этих обозначений дается в правом нижнем углу каждой схемы. Применяемая оснастка при сборке указывается в схемах номером чертежа. Название или номер цеха, откуда должна поступить деталь в сборочный цех, ставится возле прямоугольника, обозначающего деталь.

Применение схем сборки полезно в любом производстве. При массовом и серийном производстве наличие схемы позволяет быстро освоить сборку сложных машин в период, когда не налажено нормальное поступление деталей на сборку. При единичном производстве наличие схем сборки дает возможность не составлять карты технологического процесса, так как схема сборки содержит все данные, необходимые для осуществления процесса сборки и имеет в сравнении с ней существенные преимущества.

Анализируя технологическую схему сборки короткоконусной дробилки, можно сделать вывод о том, что она дает наглядное изображение порядка сборки машины и входящих в нее узлов, подузлов и комплектов. Схема дает возможность мастеру и слесарю-сборщику быстро ориентироваться в последовательности сборки, что особенно важно при освоении новых машин.


Фиг. 230. Технологическая схема сборки короткоконусной дробилки 1650.

Схема сборки является оперативным документом комплектования машины. Комплектование сборки деталями показано на примере сборки короткоконусной дробилки (см. фиг. 230): Детали, полученные на день рассмотрения схемы у начальника цеха, обозначены штриховкой части прямоугольников. Даже при беглом ее рассмотрении видна явная невозможность начала нормальной сборки машины. Состояние обеспеченности деталями через пять дней после первого рассмотрения схемы свидетельствует уже о возможности начала сборки машины. Детали, дополнительно поступившие на сборку, отмечаются на схеме заливкой тушью соответствующих позиций.

Схема сборки помогает правильно организовать работу параллельным потоком. Так, по схеме сборки дробилки видно, что одновременно можно производить сборку подузлов—опорного кольца, приводного вала, а также технологических комплектов— загрузочного устройства, фланца, вала эксцентрика, опорной чаши, дробящего конуса, роликовой стойки и т. д.

Планирование выпуска машины без ясного представления, в какой последовательности и в какой период потребуются детали на сборку, не может быть действенным. Схема сборки полностью отвечает этим требованиям. Кроме того, она является наглядным документом, в котором всегда можно обозначить операции, принятые отделом технического контроля.

Кроме технологических схем сборки, составляются и другие схемы, в частности, схемы демонтажа машины и ее комплектования перед отправкой заказчику. При демонтаже могут сниматься только некоторые детали, причем часть их после промывки и проверки может быть установлена обратно на свое место.

Технолог, разрабатывающий схему сборки машины, должен предложить наилучший вариант демонтажа с учетом минимальных затрат при его выполнении на заводе, а также обеспечить удобство монтажа у заказчика. На фиг. 231 порядок демонтажа показан стрелками. Направление стрелок обратно направлению стрелок при сборке машины. При демонтаже могут быть образованы более укрупненные сборочные единицы, к чему, вообще говоря, следует стремиться, не забывая, конечно, возможности монтажа машины.


Фиг. 231. Схема демонтажа конусной дробилки.

Разработка технологической схемы сборки;

Технологическая схема сборки изделия является одним из основных документов, составляемых при разработке ТП сборки. Она разрабатывается на основе схемы сборочного состава, при разработке которой руководствуются следующими принципами:

· схема составляется независимо от программы выпуска изделия на основе сборочных чертежей, электрической и кинематической схем изделия;

· сборочные единицы образуются при условии независимости их сборки, транспортирования и контроля;

· минимальное число деталей, необходимое для образования сборочной единицы первой ступени сборки, должно быть равно двум;

· минимальное число деталей, присоединяемых к сборочной единице данной группы для образования сборочного элемента следующей ступени, должно быть равно единице;

· схема сборочного состава строится при условии образования наибольшего числа сборочных единиц;

· схема должна обладать свойством непрерывности, т. е. каждая последующая ступень сборки не может быть осуществлена без предыдущей.

Включение в схему сборочного состава технологических указаний превращает ее в технологическую схему сборки. Различают технологические схемы сборки "веерного" типа и технологические схемы сборки с базовой деталью.

Технологическая схема сборки "веерного" типа представлена на рис. 1.6,а. на ней стрелками показано направление сборки деталей и сборочных единиц. Достоинством схемы является ее простота и наглядность, но она не отражает последовательности сборки во времени.

Схема сборки с базовой деталью (рис. 1.6,б ) устанавливает временную последовательность сборочного процесса. При такой сборке необходимо выделить базовый элемент, т. е. базовую деталь или сборочную единицу, в качестве которой обычно выбирают ту деталь, поверхности которой будут впоследствии использованы при установке в готовое изделие. В большинстве случаев базовой деталью служит плата, панель, шасси и другие элементы несущих конструкций изделия. Направление движения деталей и сборочных единиц на схеме показывается стрелками, а прямая линия, соединяющая базовую деталь и изделие, называется главной осью сборки. Точки пересечения осей сборки, в которые подаются детали или сборочные единицы, обозначаются как элементы сборочных операций, например: Сб.1-1, Сб.1-2 и т. д. а точки пересечения вспомогательной оси с главной — как операции: Сб.1, Сб.2 и т. д.

а - "веерного" типа; б - с базовой деталью

рис. 1.6. Технологические схемы сборки

При построении технологической схемы сборки каждую деталь или сборочную единицу изображают в виде прямоугольника (рис. 1.7, а ), в котором указывают позицию детали по спецификации к сборочному чертежу (1 ), ее наименование (2 ) и обозначение (3 ) согласно КД, а также количество деталей (4 ), подаваемых на одну операцию сборки. Размеры прямоугольника рекомендуются 50´15 мм. Допускается изображение нормализованных или стандартных крепежных деталей в виде круга диаметром 15 мм, в котором указывают позицию по спецификации и количество деталей (рис. 1.7, б ).

а – детали и сборочные единицы; б – крепеж

рис. 1.7. Условные обозначения на технологической схеме сборки

Технологические указания по выполнению сборочных операций или электрического монтажа помещают в прямоугольник, ограниченный штриховой линией, а место их выполнений указывают наклонной стрелкой, направленной в точку пересечения осей сборки. Так на технологических схемах сборки оговаривают характер выполнения неразъемных соединений, например сварку, пайку, склеивание, запрессовку и т. д.; материал, применяемый при сборке; характер операций монтажа элементов (волной припоя, электропаяльником и т. д.); характер операций влагозащиты изделия, контроля и маркировки (рис. 1.8).

рис. 1.7. технологическая схема сборки с базовой деталью

После построения схемы сборки рассчитывают следующие коэффициенты:

1) среднюю полноту сборочного состава (количество сборочных единиц на каждой ступени сборки):

где Е — общее количество сборочных единиц в схеме сборочного состава: ; mi — число групп, подгрупп, сборочных единиц;

i — показатель степени сложности сборочного состава, равный количеству ступеней сборки изделия;

2) показатель расчлененности данного процесса сборки:

где n — число рабочих операций, определенных для конкретных условий производства (при М < 1 ТП концентрирован, при М > 1 дифференцирован);

3) коэффициент средней точности сборочных работ:

где k — показатель квалитета точности;

q — число сборочных единиц данного квалитета точности.

4) коэффициент сборности изделия:

где E — количество сборочных единиц;

D — количество деталей.

Составление технологической схемы сборки изделия "Устройство тормозное"

Практическая работа №1

Составление схемы сборки

С целью безошибочного проектирование технического процесса сборки изделия на первом этапе проектирования схемы сборки изделия. Согласно задания, нам необходимо составить технологическую схему сборки изделия «Устройство тормозное», см. чертеж. Годовая программа выпуска изделия 3000 шт. Для заданной программы выпуска изделия и средней трудоемкости сборки изделия около 30 минут определяем среднесерийный тип производства. Для данного типа производства принимаем переменно поточные формы его организации. Одной из основных характеристик поточной формы является такт:

где Fд – действительный фонд рабочего времени, час;

Nгод – годовая программа выпуска, шт.

Анализ служебного назначения изделия

Тормозное устройство предназначено для удержания комбайна на уклоне при выключенном двигателе. Оно представляет собой кулачковую полумуфту поз. 6, установленную в стакане поз. 19. Под действием пружины поз. 7 полумуфта перемещается вдоль стакана поз. 1 и входит кулачками в зацепление с полумуфтой, установленное на валу редуктора, затормаживая его (редуктор на чертеже не показан). Растормаживание осуществляется гидроцилиндром (с поршнем поз. 3 и штоком поз. 4), соединенным с полумуфтой. Для этого в левую полость гидроцилиндра через нижнее резьбовое отверстие цилиндра поз. 2 нагнетается масло. Масло давит на поршень, который через шток сжимает пружину и выводит полумуфту из зацепления с полумуфтой редуктора.

При отверстии давление масла пружина автоматически вводит в зацепление полумуфты и затормаживает редуктора.

Гидроцилиндр – одностороннего действия. Поршневая полость гидроцилиндра через отверстия в штоке и полумуфте сообщается с атмосферой.

Для повышения производительности сборки изделия за счет выполнения сборки отдельных подузлов на параллельных рабочих местах расчленяем наше изделие на отдельные сборочные единицы более низкого порядка.

При составлении схемы сборки, как сборочной единицы, так и всего изделия в целом определяется в каждой сборочной единице базовая деталь к которой присоединяются все остальные детали.

Схема сборки показана на рисунке 1.1.

За базовую деталь принимаем цилиндр. Изделие разбиваем на 1 сборочную единицу 2 порядка и 4 сборочные единицы 1 порядка. В цилиндр вставляются болты, одевается прокладка, вставляется крышка в сборе и закручивается гайками. В цилиндр вставляется шток в сборе, на шток одевается втулка. На цилиндр одевается прокладка, вставляются болты и крышка в сборе, одевается прокладка и стакан, закручиваются гайки. Далее на шток одеваются пружина, тарелка, шайба, полумуфта в сборе, закручивается двумя гайками.

Рисунок 1.1 Схема сборки узла

Вывод: Изделие «Устройство тормозное» разбиваем на 1 сборочную единицу 2 порядка и 4 сборочные единицы 1 порядка, что позволит разбить сборочный процесс на 6 этапов. Это повысит производительность сборки изделия.

Источники: http://delta-grup.ru/bibliot/3/160.htm, http://studopedia.su/9_90689_razrabotka-tehnologicheskoy-shemi-sborki.html, http://vunivere.ru/work7829




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением