Правильно составить схемы 2 класс



КакИменно.ру как именно решать возникающие проблемы Полная версия сайта

Умение составлять схему предложения необходимо школьникам и студентам филологических факультетов. Зачастую при выполнении синтаксического разбора возникают проблемы с составлением схемы предложения. При этом именно благодаря чёткой и понятной схеме можно увидеть части сложного предложения, проследить логику сочинения и подчинения, наглядно зафиксировать главные члены. Особенно удобно пользоваться схемами при разборе предложений усложнённой структуры, с разными видами связей. В школах и вузах также проводятся занятия, на которых не только составляют схемы готовых предложений, но и сочиняют тексты по заданным схемам. Важно владеть основными методами, чтобы составить схему предложения правильно. Тогда она поможет вам визуально представить синтаксическую структуру текста.

Составляем схему предложения. Общие рекомендации
Для начала вам понадобится вспомнить все основные сведения из раздела «синтаксис».
  • Нужно точно знать, чем простое предложение отличается от сложного, уметь находить части в сложном предложении.
  • Требуется знание видов простых и сложных предложений.
  • Большое значение имеет навык определения границ предложения, его грамматической основы.
  • Для точного выделения грамматической основы, нужно знать виды сказуемых, основные способы их выражения.
  • Следует повторить все осложняющие элементы предложения, чтобы быстро находить и отличать друг от друга обособленные, однородные члены предложения, обращения, вводные и уточняющие конструкции.
  • Надо уметь определять тип предложения по структуре его грамматической основы.
  • Желательно свободно ориентироваться в средствах связи предложений, отличать союзы от союзных слов. Отлично, если вы умеете по союзу сразу определять вид связи, тип придаточного предложения.
  • В данный момент особое внимание уделяют разбору предложений усложнённой структуры с разными видами связи, поэтому вам понадобится навык анализа подобных предложений, умение определять параллельное, последовательное, однородное подчинение.

Если у вас есть возможность, обращайтесь к учебным пособиям, образцам разбора. На этапе обучения желательно делать анализ и составлять схемы, сверяясь с образцами. Напишите для себя специальную памятку составления схемы предложения: укажите в ней разные типы схем, способы обозначений, добавьте примеры. Так вы лучше запомните нужные сведения, сможете пользоваться памяткой, если возникнут сложности при выполнении задания. Алгоритм составления схемы предложения
Схему предложения нужно составлять по конкретному алгоритму. Постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться, делайте заметки на листочке, пишите черновик. Только после полного анализа предложения, когда вы проверите, правильно ли составлена ваша схема, можно перенести её на чистовик.
  1. Внимательно прочтите предложение 2-3 раза. Вдумайтесь в смысл каждого слова – это поможет не путать в дальнейшем роль слов в предложении.
  2. Сначала определите грамматические основы. Выделите подлежащее и сказуемое. Сказуемое подчёркивается двумя чертами, а подлежащее – одной.
  3. Подумайте, какое предложение перед вами: простое или сложное. Иногда подлежащее только одно, сказуемых два, а предложение является сложным. Не забывайте о том, что существуют односоставные и неполные предложения.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными чёрточками.
  5. Определите все второстепенные члены предложения, подчеркните их, соблюдая общие условные обозначения:
    • определение – волнистая линия;
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
  6. Выделите в сложном предложении предикативные части. Для этого вам понадобится определить тип связи в предложения, от него будет зависеть обозначение:
    • равноправные части сложносочинённого предложения заключаются в квадратные скобки;
    • в сложноподчинённом предложении главная часть обозначается квадратными скобками, а придаточная – круглыми.
  7. Обратите внимание на союзы: в сложносочинённом предложении союз нужно оставить за границами, отделяющими простые предложения друг от друга. В сложноподчинённо предложении союз входит в придаточную часть. Иногда союзы бывают двойными, одна их часть остаётся в главном предложении.
  8. Найдите в главном предложении слово, от которого можно задать вопрос к придаточному. Иногда вопрос задаётся от всего предложения в целом. Таким образом, различается присловная связь и предложенческая. Если связь присловная, поставьте крупную точку над главным предложением, проведите от неё стрелку к придаточному. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение. Когда связь предложенческая, стрелка проводится без точки.
  9. Теперь вы можете приступать к перенесению схемы. В неё не нужно переписывать само предложение. В классической схеме указывают только грамматические основы, границы предложений, осложняющие элементы, связь предложений, обозначают стрелку с вопросом, на который отвечает придаточное предложение, вписывают союзы и союзные слова. Однако не забывайте о конкретных требованиях преподавателя. Иногда для практических занятий нужно обозначить в схеме все члены предложения.
  10. Если перед вами предложение усложненной структуры, ваша схема будет выстроена не в одну линию, а объёмно. Определите тип подчинения, в зависимости от него стройте схему.
    • Последовательное подчинение: сначала обозначьте главное предложение, от него проведите стрелку вниз, а на следующей строке графически обозначьте придаточное предложение, нарисовав круглые скобки. От придаточного предложения проведите вниз стрелку к следующему придаточному, далее соблюдайте последовательность.
    • Однородное подчинение – придаточные предложения зависят от главного и отвечают на один вопрос. Обозначьте главное предложение, от него проведите стрелки вниз. На второй строке разместите обозначения всех придаточных предложений. Напишите один общий вопрос.
    • Параллельное подчинение – придаточные предложения отвечают на разные вопросы, зависят от главного. Обозначьте квадратными скобками главное предложение, проведите от него стрелки к придаточным вниз, около каждой стрелки напишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение.
    • При комбинированном подчинении сочетаются разные типы связи. Схема также будет комбинированной: последовательно подчиняющиеся предложения размещайте друг над другом, а параллельно или однородно связанные – на одной строке.
  11. Отмечайте цифрами уровни членения. Например, когда подчинение последовательное, первое придаточное предложение находится на первом уровне, а второе – на втором. Один уровень – одна строка, но главное предложение при числовом обозначении не учитывается: это именно уровни членения, а не количество предложений.

Нарисовав схему предложения, обязательно перечитайте текст ещё раз. Особое внимание уделите границам предложений, осложняющим элементам и типам связи. После полной проверки приступайте к оформлению схемы предложения в чистовике. Воспользовавшись алгоритмом и вдумавшись в смысл предложения, значение всех его членов, можно без ошибок составить его схему.

Похожие новости

Комментарии (0)

Задача (условие, вопрос, схема, выражение, ответ). 1-й класс

  1. Закрепление навыков устного счёта в пределах 10.
  2. Повторить составление выражений по рисункам, соотношение между целым и его частями.
  3. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
  4. Научить делать краткую запись в виде схем, познакомить с записью решения в тетради.
  5. Учить составлять задачи по схемам и числовым выражениям.
  6. Развивать мышление, речь, творческие способности.
  • наглядность к устному счёту: ромашки, поезд, зайчик, Великий Математик;
  • иллюстрация к задаче;
  • плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ;
  • схемы к задачам;
  • плакат (проверка № 5 с. 45).

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

- Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся с вами путешествовать в страну Математики и нас будет сопровождать Великий Математик. Математика – это точная наука, требующая хороших знаний, чёткого выполнения всех арифметических действий.

- Какие действия мы с вами уже знаем? (Сложение и вычитание.)

- Во 2 классе мы познакомимся с умножением и делением.

- Сегодня на уроке мы будем заниматься наблюдениями, открывать математические закономерности, изучать новый материал.

III. Устный счёт.

1) Путешествовать мы с вами отправляемся на поезде, но прежде, чем наш поезд тронется, мы должны получить билеты. Для этого разделимся на команды и поиграем в игру «Кто быстрее?»

(Учащиеся выходят к доске и дописывают нужные числа.)

I ряд – 1 команда.

II ряд – 2 команда.

III ряд – 3 команда.

2) А теперь надо узнать № поезда. Для этого решим цепочку примеров:

Проверка (у каждого учащегося цифры, ответ показывает каждый с места).

(На доске картинка с зайчиком).

- Зайчик тоже хочет отправиться с нами путешествовать, но он не знает номер поезда, ему достался трудный пример. Он записан под цепочкой.

(Учащиеся записывают пример в тетради и решают.)

3 + 4 – 2 + 3 – 4 + 5 = ?

- Что вы заметили? (В примере выполнены те же действия, что и в цепочке. Значит ответ будет такой же 9.)

Значит Зайка едет в нашем поезде – берём его с собой.

Наш поезд отправился, давайте сосчитаем:

- Сколько пассажиров в каждом вагоне?

- Какое слово получилось? (Дети отвечают хором.)

IV. Знакомство с новым материалом.

Тема сегодняшнего урока: Задача .

Наш поезд делает I остановку в лесу. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте задачу про детей.

«Мальчик и девочка пошли в лес за грибами. Мальчик нашёл 2 гриба, а девочка 4.Сколько всего грибов нашли дети?»

- Правильно. Без чего нет задачи? (Без вопроса.)

- В задаче всегда о чём-то спрашивается, без вопроса нет задачи. Это нужно хорошо понять и запомнить.

- Задачу можно разбить на 2 части:

  1. Условие – то, что известно.
  2. Вопрос – то, что неизвестно.

(На доске постепенно открываются плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.)

- Давайте повторим условие нашей задачи, вопрос.

- А теперь запишем в тетради: Задача.

- Ниже запишите выражение: 4 + 2.

- Найдите его значение: 4 + 2 = 6(гр.)

- Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения 6 грибов – ответом задачи.

Ответ: 6 грибов. (На доске записан образец записи.)

- Разобраться в этом помогает рисунок, но если числа большие то делать рисунок неудобно – слишком много предметов надо рисовать. На помощь приходит схема-отрезок, разбитый на части. Разбивая отрезок на части, мы получаем те же самые соотношения между частью и целым, что и при разбиении совокупностей предметов.

- Какой мы делаем вывод? (Наглядно представить содержание задачи можно сопоставив целое всему отрезку, а части – частям отрезка.)

- Что такое целое? (Отрезок.)

- Что обозначает весь отрезок? (Число грибов, собранных детьми.)

- Что такое части? (Части отрезка.)

- Что обозначают части отрезка? (Грибы, собранные мальчиком и девочкой.)

- Что показывает знак вопроса? (Находят целое.)

- Каким действием решаем задачу? (Сложением.)

- Почему? (Находим целое.)

1) Следующая остановка нашего поезда «Поиграй-ка».

- А сейчас мы с вами немного поиграем.

- Великий Математик прислал конверты с задачами.

(Работа в группах).

- Каждой группе нужно определить, что относится к условию, вопросу, найти схему, записать выражение, решение, назвать ответ.

А) Условие. Во дворе играли 6 ребят. Двое ушли домой.

Вопрос. Сколько ребят осталось во дворе?

На доске выражение: 6 – 2.

Решение: 6 – 2 = 4(р.)

Б) Условие. В хоре пело 4 мальчика и 6 девочек.

Вопрос. Сколько детей пело в хоре?

Решение: 6 + 4 = 10(д.)

В) Условие. Из клетки улетело сначала 2 попугая, а потом ещё 3.

Вопрос. Сколько попугаев улетело из клетки?

Решение: 2 + 3 = 5(п.)

2) Наш поезд продолжает путешествие.

- Следующая остановка: «Объясни-ка».

- Откройте учебник с. 44 урок 23 № 2.

- Что нужно сделать? (Соотнести записи в рамках с соответствующими терминами.)

- Назовите условие, вопрос, выражение, решение.

- Что обозначает весь отрезок? (Число конфет у девочки.)

- Его части? (Число конфет, которые она подарила и число конфет, которые у неё остались.)

- Почему задача решается вычитанием? (Ищем части.)

- Как найти часть? (Из целого вычитаем другую часть.)

3) Перейдём к №3. Составьте задачу по рисунку.

На столе лежали яблоки в 2-х вазах. В 1 вазе – 5 яблок, во 2 – 2 яблока.

- Сколько всего яблок лежало в двух вазах?

- Назовите условие, вопрос, выражение, решение.

- Что обозначает весь отрезок? (Все яблоки, лежащие на 1 и 2 вазе.)

- Его части? (1 ваза с яблоками, 2 – с яблоками.)

- Почему задача решается сложением? (Находим целое.)

4) Путешествие наше продолжается, но нам надо забрать багаж в камере хранения ( №5).

Расшифруем записи – код ячеек.

- Что нужно выполнить? (Составить выражение с заданным числовым значением и дорисовать картинки.) Выполните самостоятельно.

Проверка (плакат на доске).

- Наше путешествие подходит к концу.

- И в последнем задании Великий Математик зашифровал слово.

- Если вы правильно выполните действие и сосчитаете, то узнаете слово (умница) .

- Великий Математик считает, что вы все умницы, так как хорошо работали на уроке и правильно отвечали на все вопросы, и выполнили все задания.

- Что нового узнали, чем занимались на уроке?

- Где можно использовать эти знания?

Источники: http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/585-kak-sostavit-shemu-predlozheniya.html, http://festival.1september.ru/articles/590660/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением