Как правильно установить сиденье на велосипеде



Регулировка велосипеда и подготовка к выезду

I. Регулировка велосипеда по росту

Регулировка положения седла. Седло имеет регулировку в трех направлениях.

Высота седла должна быть такой, чтобы нога свободно доставала пяткой до педали при ее нижнем положении. Желательно производить регулировку седла в той обуви, в которой вы будете кататься. Если установить седло слишком низко (велосипедист сидя в седле достает ступнями ног до земли), - будут быстрее уставать мышцы ног, так как ноги не будут распрямляться и мышцы могут "забиться". Низко опускают седло только представители экстремальных видов спорта. Не рекомендуется устанавливать седло слишком высоко. Во-первых, нога не будет доставать до педали - существует опасность перегрузки мышц спины, поскольку при педалировании велосипедиста будет перекашивать. Во-вторых, посадка будет слишком высокой и вам тяжело будет удержать равновесие при старте и слезании с велосипеда. Для того, чтобы установить седло на требуемую высоту, нужно открутить болт в подседельном узле рамы (или открутить эксцентрик) - в ваших руках окажется седло с прикрепленным к нему подседельным штырем. (Как правило, подседельный штырь свободно перемещается в подседельной трубе, однако бывает и так, что он застревает (из-за ржавчины и т.п.). В этом случае можно использовать смазку. После того, как вытащите подседельный штырь, не забудьте вытереть оставшуюся смазку).

Итак, Вы находите нужное положение (обратите внимание на риски на подседельном штыре - нельзя выдвигать выше, чем надпись), и фиксируете подседельный штырь закручиванием болта или эксцентрика.

Как правило, седло устанавливается горизонтально относительно земли.Хотя многие находят для себя и другие положения. Если носок седла (передняя часть седла) чересчур приподнят - могут возникнуть ощущение заваливания назад при езде, если, наоборот, слишком наклонен, соскальзываешь вперед. И то, и другое доставляет неудобства при езде, поэтому мы рекомендуем устанавливать седло в горизонтальном положении.

Для того, чтобы отрегулировать положение седла, необходимо ослабить механизм зажима седла в подседельном штыре - открутить соответствующий болт/гайки, установить в удобном положении и закрепить закручиванием болта/гаек.(при классическом креплении понадобятся накидные или рожковые ключи для откручивания двух гаек, для регулировки седла с болтовым креплением необходимо воспользоваться шестигранным ключом для ослабления затяжки болта).

3. Регулировка вперед-назад (смещение)

Возможность регулировки седла вперед-назад обычно ограничена несколькими сантиметрами. Но и здесь есть свои правила. Бывалые байкеры дают такой совет: горизонтальное положение седла должно быть отрегулировано так, чтобы расстояние от локтя до кончиков пальцев было не больше, чем от носка седла до выноса руля. Для того, чтобы отрегулировать положение седла, необходимо сделать то же, что и п. 2

После каждой регулировки уровня наклона седла или регулировки "вперед-назад", проверяйте, хорошо ли Вы закрутили замок подседельного штыря. Велосипедные седла "любят" разбалтываться, и если долго кататься с седлом в ослабленном положении, специальная насечка может стеретьсяи седло уже будет не "закрутить" ни при каких усилиях.

1. Регулировка высоты

Высота руля зависит от той посадки, в который вы собираетесь ездить. Если руль поднят слишком высоко, затрудняется движение в гору, при слишком низко опущенном руле труднее контролировать дорожную обстановку. При езде по дорогам с автомобильным движением рекомендуется, чтобы спина велосипедиста находилась по углом примерно 30" к вертикали. Для фитнеса, легких прогулок рекомендуется наклон корпуса 45"-60"/60"-90". Для пожилых людей, детей рекомендуемый наклон корпуса составляет 60"-90".

Для шоссейных велосипедов посадка велосипедиста должна быть более низкой.

Не все велосипеды имеют возможность регулировки руля в достаточно широких пределах. На велосипедах с безрезьбовыми рулевыми колонками руль можно поднять только на несколько миллиметров, установив дополнительные проставочные (дистанционные) кольца. Уменьшить выосоту руля можно только поставив вынос в другого типа. Однако многие велосипеды имеют такую конструкцию выноса руля, которая позволяет регулировать высоту руля в пределах 25-35мм. Для того, чтобы поднять или опустить руль, необходимо ослабить болт выноса руля с помощью шестигранного ключа. Установить нужную выстоу и затянуть болт выноса.

2. Центровка руля

На руле расположены метки центра руля. Обычно руль установлен правильно, если эти метки скрыты в месте крепления руля. Однако (очень редко) случается, что этим метки нанесены неверно. Если вы на глаз обнаружили оплошность производителя, придется центрировать руль с помощью рулетки.

3. Центровка переднего колеса относительно руля.

Немного ослабив крепеж руля, ставим переднее колесо между ног (байк лицом к вам) и отцентровываем его перпендикулярно по отношению к рулю.

II. Проверка исправности перед выездом

1. Проверка регулировки тормозной системы

Покрутите оба колеса при отпущенных тормозах. Тормозные колодки должны находиться на расстоянии 1-3 мм от обода и должны быть приближены к ободьям всей плоскотью. Они не должны касаться покрышки или находиться ниже обода.

Нажмите и отпустите тормозные рукоятки несколько раз. Они не должны упираться в ручки руля (проваливаться) и не должны западать, то есть с трудом возвращаться в исходное положение. Тормозные рукоятки не должны быть слишком мягкими и слишком тугими.

2. Проверка на наличие люфтов и не закрученных болтов

Убедитесь, что руль жестко закреплен в выносе, а рулевая колонка не имеет люфта

Проконтролируйте надежность крепления обоих колес в вилках (поверьте, не самое приятное ощущение, когда например, переднее колесо выскакивает и укатывается вперед Вас!).

Проверьте надежность закрепления подседельного штыря в трубе рамы и сиденья в подседельном зажиме.

3. Настройте переключатели передач

4. Проверьте давление в шинах и состояние покрышек

Рекомендуемое давление помечено на боковине покрышки. Не накачиваейте покрышки выше максимального давления. Высокое давление соответствует езде по твердому, сухому покрытию. Низкое давление подходит при езде по снегу, сухому песку, скользким и глинистым дорогам. Лучше всего накачивать покрышки насосом с манометром. Если нет манометра, то можно примерно оценить величину, на которую прогибается покрышка под тяжестью велосипедиста - она должны быть в пределах одного сантиметра.

Проверьте состояние покрышек, и, в случае сильного износа, замените на новые. Стертые покрышки - частая причина неожиданных проколов камеры.

Если планируется езда в темное время суток, проверье исправность осветительных приборов и светоотражателей и уровень заряда батарей.

P.S. Не забудьте надеть шлем!

Спонсорские ссылки Не выбрасывайте поврежденные диски, быстрый ремонт дисков с предварительной диагностикой.

Типы посадки

В целом и общем, существует два типа посадки: спортивная и прогулочная. Первая характеризуется более горизонтальным положением корпуса, лучшей аэродинамикой и бо льшим КПД. Прогулочная посадка применяется при езде на ситибайках или детских велосипедах. На MTB прогулочная посадка малоприменима, разве что в случаях, когда горный байк используется вместо прогулочного.

Единственное, что нужно сказать о прогулочной посадке - седло должно быть более широким, иначе будет слишком сильно уставать пятая точка. При этом на руки практически не должно быть нагрузки.

Гораздо более сложным оказывается подобрать для себя правильную спортивную посадку. Здесь влияют следующие факторы: длина рамы, форма и высота седла, длина выноса, форма и высота руля, ваша физиология и развитость мышечного каркаса спины. В правильных магазинах должен стоять девайс, позволяющий варьировать все перечисленные параметры, кроме последнего, в весьма широких пределах. Однако (это мое личное мнение, конечно) неопытному человеку такой станок ничем не поможет, сначала нужно наездить хотя бы несколько сотен километров, чтобы хоть приблизительно составить представление о том, как ваш организм себя чувствует в той или иной посадке.

Длина рамы у большинства производителей напрямую увязана с общим ее размером. Так, для экстремального катания вы выберете более низкую раму, соответственно и более короткую, а значит и более управляемую. А для длительных покатушек или спокойного туризма наоборот, раму повыше, а соответственно подлиннее, а значит и с лучшей курсовой устойчивостью. Поэтому если у вас нет откровенных диспропорций тела, то длиной рамы не стоит особо загружаться при выборе - думайте о высоте .

Седло

Седло - первое, что нужно настраивать при подборе посадки.
Форма седла - это отдельный вопрос, подробнее можно почитать в теме Седло. А о высоте, угле наклона и смещении нужно сказать несколько слов. При этом имейте в виду, что изменение положения седла даже на несколько миллиметров, влечет большие изменения в ощущениях .
Высота седла настраивается под конкретный стиль езды: для простых поездок и XC высота подбирается так, чтобы нога, стоящая пяткой на педали в нижнем положении была практически выпрямлена - этим достигается наивысший КПД. Для DH седло опускается вниз, причем тем ниже, чем более агрессивный стиль спуска. Для триала и акробатики седло вообще опускается максимально низко - оно здесь служит для удержания равновесия, а не для сидения.
Чтобы правильно настроить высоту для обычного катания и XC, используется следующий метод: расставьте ноги (без обуви) на ширину 15см, измерьте расстояние от пола до костей(!) промежности, затем умножьте это значение на 0.833 (для шоссейников коэффициент 1.09). Результатом будет высота верхнего края седла от оси каретки при длине шатунов 175мм. Если у вас используются контакты с неутопленными шипами, то вычтите из полученного размера еще 3мм.
Наклон седла должен подбираться исходя из вашей анатомии. В идеале нужно подобрать такой наклон, при котором не возникает давления на мягкие ткани промежности, а только на седалищные кости таза. В большинстве случаев прямая часть седла ставится горизонтально земле. Слишком сильный наклон вперед заставляет тратить лишние силы на удержание задницы в седле, и в результате перегружаются и руки и колени; слишком сильный наклон назад может повлечь боли в гениталиях, ибо на них будет слишком активное воздействие во время поездки.
Для DH наоборот, нужно наклоненное назад седло, чтобы облегчить сползание с него и вывешивание пятой точки при маневрах.
Смещение седла назад или вперед в креплении на подседельном штыре подбирается так (метод KOPS): ставите ногу на педаль на 3 часа и добиваетесь, чтобы линия, проведенная вертикально вниз через центр коленного сустава (tibial tuberosity) прошла точно через ось педали. Чтобы повысить каденс сместите седло от этого положения вперед на 1см. Чтобы увеличить мощность педалирования (для горных дорог, к примеру) - сместите седло назад на 1-2см.
Более простой и неточный метод - прижмите локоть к передку седла и до руля от вытянутых пальцев должно остаться около дюйма (2.54см).

Вынос

Здесь не существует точных формул, можно лишь направить вас в нужном направлении экспериментов.

Длина выноса измеряется от центра крепежа к рулевой трубе (фактически от оси рулевой трубы) до центра крепежа руля (фактически до оси центральной части руля). По английски обозначается как reach. Обычно выносы делаются длиной 6-10см, однако существуют выносы длиной и 1 см и 14см. Чем более длинный вынос, тем более горизонтальной будет ваша посадка.

Чтобы подобрать высоту выноса. лучшим надо признать использование регулируемого выноса. Если вы не ездили на байке, то с самого начала вам следует поставить вынос в самое низкое положение, в котором вы ощущаете себя комфортно, и постепенно опускать его еще ниже, по мере привыкания тела к новым нагрузкам и положению. Практика показывает, что все новички поначалу предпочитают как можно более вертикальную (прогулочную) посадку, что для езды на байке неправильно.
Длину выноса проще всего подобрать, пользуясь локтевой методикой. При правильно установленном седле прижмите локоть к передку седла и вытяните руку вперед. У пожилых байкеров и занимающихся байкингом для здоровья кончики пальцев должны задевать руль. У райдеров пальцы должны закончится примерно на середине расстояния от болта якоря до руля.
Вынос длиннее чем 12см говорит о том, что вам коротка рама.
Длинный вынос ухудшает управляемость, но улучшает аэродинамику, короткий - ноборот.
Женщинам, катающим на мужских рамах нужно выбирать вынос на 2-3см короче.
Очень низко стоящий вынос улучшает аэродинамику, однако может приводить к болям в спине.
Никогда не пытайтесь скомпенсировать длину выноса положением седла!

ТЕОРИЯ

РАСХОДНИКИ

РАЗНОЕ

Многие велосипедисты часто жалуются на седло своего железного коня, дескать трет, жмёт и сидеть на нём неудобно. А после длительных велопокатушек это вообще очень частое явление. Конечно велосипедное седло не мягкое домашнее кресло, однако неудобства могут возникать не только из-за его конструкции, но и из-за его неправильной регулировки. Кроме того, из-за неверно выбраного положения седла может быть нарушена и посадка велосипедиста, что может вызвать боль в спине, руках и испортить всю поездку.

На самом же деле велоседло регулируется во всех направлениях, и довольно просто найти удобное именно для себя его положение.

Регулировка высоты велосипедного седла

Начнём с регулировки высоты седла. Это совсем просто. На первом этапе необходимо ослабить эксцентрик (или, в зависимости от конструкции, болт), фиксирующий подседельную трубку в раме. Будьте внимательны, так как при ослаблении крепления седло может резко упасть вниз и повредить установленные на подседельную трубу аксессуары (например велофару или подседельную сумку). Теперь седло свободно регулируется по высоте, и Вы можете установить подходящую.

Чаще всего оптимальныую высоту можно определить весьма просто: необходимо встать рядом с велосипедом и поднять ногу так, чтобы бедро было параллельно земле. В этом случае седло должно находится на одной высоте с передней поверхностью бедра. Разумеется, такой способ не актуален для любителей экстремальных видов катания.

Если Вы подняли седло слишком высоко, то обратите внимание, не видно ли на подседельной трубке метки ограничения. Если она есть, то необходимо опустить седло до высоты, на которой эта метка будет спрятана в раме, иначе подседельная труба может не выдержать нагрузки и переломиться по месту фиксации во время движения. Дальше следует проверить, не повернулось ли седло вокруг своей оси, поправить его, если оно «смотрит» не чётко вперёд, и можно затягивать эксцентрик или болт, придерживая рукой седло, чтобы оно не «уехало» обратно.

Регулировка угла наклона седла

Теперь можно перейти к регулеровке положения седла относительно подседельной трубки. Для этого необходимо ослабить болт, который находится под седлом. Берём ключ-шестигранник или обыкновенный ключ (в зависимости от конструкции крепления седла) и вращаем против часовой стрелки до тех пор, пока сиденье не станет свободно двигаться (откручивать до конца в данном случае нет необходимости).


Далее регулируем угол наклона седла и расстояние до руля. Каких-то чётких рекомендаций тут привести не представляется возможным, так как удобное положение строго индивидуально и искать его придётся путём проб и ошибок. Однако, стоит посоветовать не наклонять седло слишком вперёд, так как при этом существенно увеличится нагрузка на руки, и не слишком сильно откидывать назад — в таком случае Вы будете сползать с велосипеда назад, и вообще посадка будет крайне неудобной. После того как Вы выбрали удобную позицию седла, заверните болт крепления седла по часовой стрелке.

Если же Вам не удалось найти комфортное положение, то, возможно, у Вас на самом деле крайне неудобное седло. В этом случае стоит закинуть его в кладовку или отдать кому-нибудь.

Источники: http://www.velodrive.ru/about/rubriki/3/%3Fid%3D14, http://www.realbiker.ru/Bike_Seat.shtml, http://www.velootpusk.ru/velolife/repair/13/87/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением