Как правильно установить транец на лодку пвх



Установка транца на резиновую лодку.

Покупать лодку с транцем под слабомощный (не более 2 л.с.) мотор совсем не обязательно. Для этого вполне можно использовать О-образную лодку. на которую можно смонтировать самодельный транец.

Ниже я опишу эту модернизацию, которую я сделал сначало для старой резиновой лодки с низкими бортами, а впоследствии и на "Пиранье". С данной конструкцией крепления мотора я успешно блеснил в отвес на реке Оке в течении 4 лет под мотором "Салют ЭМ".

Автор: Изосимов Игорь

Прежде всего, хочу заметить, что размеры я не буду давать умышленно, так как их придется делать конкретно под нужную лодку.

Смысл модернизации заключается в том, что на днище лодки укладывается твердое основание. На него с помощью кронштейнов монтируются пружинные арматуры, к которым крепится сам транец.

Все это можно установить на лодку в течении 10 минут.

Для основания можно использовать толстую фанеру. Желательно, пару раз покрасить ее, чтобы краска впиталась. У "Пираньи" дно довольно длинное, поэтому я сделал днище из двух половинок, скрепляя их обычными оконными петлями. Жесткое дно необязательно делать во всю длину лодки. У меня чуть длиннее половины лодки. Это для того, чтобы в центре лодки подгрузить днище, смещая центр тяжести от мотора.

Для днища я использовал дверцу от старого шкафа. ДСП для этих целей применять нельзя!

Итак, вымеряем фанеру под размер днища лодки. Вообще, чем толще фанера, тем лучше. В углах я закрепил резину от автомобильной камеры, чтобы углы не терли резину баллонов. Крепить надо на короткие шурупы, но никак не на гвозди.

Подогнав днище по размеру, закрепляем на него два металлических основания 1 с приваренной к нему трубкой. Трубка от полдюймовой водопроводной трубы.

В трубку вставляется обыкновенная ребристая арматура 2, которая используется в строительстве. Чтобы правильно выгнуть арматуру, сделайте шаблон из толстой проволоки. Обе арматуры должны быть изогнуты одинаково. Вымерять нужный изгиб арматуры необходимо, конечно, на накаченной лодке.

Для надежности конструкции, я скрепил обе арматуры между собой сиденьем 5, на котором, собственно, и сижу, управляя мотором. На арматурах приварены пластинки 3 (для крепления сиденья) с отверстием. Внутри сиденья закреплены болты 4 (чтобы не проворачивали) и с помощью "барашков" сиденье скрепляет обе арматуры.

Далее монтируется очень важная вещь. Это, собственно, две толстые фанеры 6, скрепленные между собой. Между половинками выдалбливается паз под болты, с помощью которых эта фанера крепится к арматуре через пластинку 7. Эта фанерная (или доска) подставка должна лежать на заднем борту во всю его длину! Задача этой доски в том, чтобы при нагрузке на моторе, тот не выгибал все днище, а большей частью давил на задний баллон.

Хочу предупредить, что моторы, мощностью более 2 л.с. с данной конструкцией не испытывались, так что ставя более мощный мотор, следует быть очень осторожным. Скорее всего, при полном резком газе, вы просто перевернете лодку.

Далее, на конце арматуры приваривается пластинка 8, с помощью которой обе арматуры скрепляются более толстой металлической пластиной 9, к которой и крепится сам транец.

Изготовление транца тоже не составит особого труда. Опять же с помощью многослойной фанеры. Подобрав несколько слоев фанеры так, чтобы на них мог закрепиться мотор, их скрепить между собой любыми кронштейнами. Желательно прокрасить это все несколько раз.

Хочу обратить внимание на том, что транец нужно смонтировать на определенную высоту, указанную в паспорте на мотор.

Еще раз замечу, что вся эта конструкция монтируется на лодку с помощью "барашков" в течении 10 минут. Возите с собой запас "барашков", так как монтируется это все, когда лодка стоит на воде и уронить "барашек" в воду очень легко.

Посмотрите несколько фотоснимков подобной модернизации для резиновой "Пираньи - 2М". Эта лодка уже имеет приклееный транец, но при установке мотора 2 л.с. лодка сильно выгибается при возрастании оборотов. Была проведена доделка и лодка эксплуатируется с этим мотором уже 2 года. Т.к. на лодке имеются крепления под транец, то и доска на заднем борту, конечно же отсутствует.

Самодельное днище из дверцы старого шкафа

Вторая половинка днища, скрепляемая с первой петлями

Вставленные в пазы арматуры

Сиденье с крепежными элементами

Транец с крепежными элементами

Вся конструкция в сборе

Если на вашей лодке нет крепления для транца, как на нижнем фото, то вместо него к арматурам крепится доска на всю длину заднего борта. Это нужно для того, чтобы при увеличении нагрузки от мотора всё усилие было направлено на задний борт. Таким образом лодка выгибаться не будет.

На нижнем фото видно, что к основанию закреплена стойка для спиннинга, а к сиденью крепление для эхолота.

Вот и все! Счастливого плавания!

Установка мотора на кронштейне. Подвесной мотор на надувной лодке, байдарке, яхте.

Лодки ПВХ с навесным транцем: упор винта, прогиб баллона и отклонение ноги мотора к днищу лодки

Толкающее усилие подвесного мотора передается на надувной баллон

На небольших лодках ПВХ для монтажа моторов малой мощности используются навесные транцы. В этом случае толкающее усилие подвесного мотора через транец передается на надувной баллон (см. фото 1).

Поскольку надувной баллон не является жесткой конструкцией, под действием упора двигателя он способен прогибаться. Величина прогиба в некоторой степени зависит от конструкции навесного транца и максимальна в случае, если усилие мотора сосредоточено на небольшой площади баллона. Действительно, практически все владельцы таких лодок отмечают, что даже при использовании маломощных моторов 2.5 л.с. при оборотах от половины до 2/3 от максимальных из-за деформации кормового баллона в месте упора транца наблюдается отклонение ноги мотора в сторону днища лодки, вызывая неуверенность и беспокойство судовладельца.

Чтобы проверить обоснованность такого беспокойства, представляется интересным получить количественные показатели максимального упора, передаваемого на транец. Зная это значение, можно легко экспериментальным путем определить, насколько сильно продавливается баллон, и, соответственно, определить максимально возможную величину отклонения ноги мотора. Далее мы выполним расчет упора винта небольшой лодки ПВХ.

Теоретический расчет упора винта в общем случае является не тривиальной задачей. Для ее решения используются сложные диаграммы, связывающие множество факторов, влияющих на конечный результат. К числу таких факторов относятся, в том числе, мощность и обороты двигателя, параметры судна и его скоростной режим, конструкция гребного винта. Поскольку нас интересует максимальное значение упора винта, то задача значительно упрощается.

Существует достаточно простое уравнение, позволяющее расчитать силу сопротивления движению судна. Для преодоления силы сопротивления воды на судно действует сила, прилагаемая двигателем. При равномерном движении эти силы уравновешены. Таким образом, расчитав сопротивление движению судна, мы получим силу упора винта.

Уравнение для расчета выглядит следующим образом:

R, - сопротивление воды, Н;

N, - мощность двигателя, Вт;

k, - КПД, принимаемый 0.5;

V, - скорость судна, м/с.

Предположим, лодка идет в полном водоизмещении на максимальных оборотах двигателя мощностью 2.5 л.с. со скоростью 8 км/ч. После перевода в требуемые единицы измерения получим значения: скорость – 2.22 м/с; мощность двигателя – 1839 Вт (при соотношении 1 л.с. = 735.5 Вт); Сила сопротивления R = (0.5×1839)/2.22 = 414 Н

Для достаточно точного перевода полученного значения силы из ньютонов в килограммы разделим полученное значение на 10.

Таким образом, сила упора винта в данном случае будет составлять 41 кг. Если мы увеличим мощность двигателя до 3.5 л.с. (2574 Вт), то в данных условиях движения упор винта составит 58 кг.

В одной из наших статей дается оценка прогиба баллона диаметром 38 см под действием приложенного усилия 50 кг. При штатном давлении в баллоне 250 мБар прогиб в месте упора транца составляет 5 см. Отклонение ноги мотора у гребного винта по правилу пропорции в этом случае составляет 10 см. Такое отклонение нельзя считать опасным. К тому же его можно частично компенсировать, предварительно установив мотор с упреждающим углом наклона ноги (см. фото 2).

предназначен для установки подвесного лодочного мотора на гребные лодки.

3. Технические характеристики

3.1. Габариты транца, мм, не более:
высота ……………310
ширина……………290
3.2. Масса комплекта, кг, не более ……2,2


4. Техническое описание

Транец навесной состоит из следующих основных элементов (рис. 1):
• площадка из ламинированной фанеры (поз. 1);
• рамка с верхними зацепами (поз. 2);
• нижние зацепы (поз. 3).
Для крепления транца навесного на лодке используются рымы ПВХ с диаметром отверстия 10 мм (на рис. 1 не показаны), которые приклеиваются к корпусу лодки.
Все металлические элементы транца изготовлены из нержавеющей стали марки 08Х18Н10.

Монтаж транца на лодку.
Рисунки 2,3 и 4




5.1. Рекомендуемое положение транца указано на рис. 2, рис. 3, рис. 4.

5.2. При монтаже транца на лодку соблюдать следующие требования:
• не допускается касание транца о баллон;
• клей должен быть нанесен на всю поверхность контакта рымов при температуре не ниже 18 °С.

5.3. Последовательность приклейки рымов ПВХ на баллон лодки:

5.3.1. Рамку с верхними зацепами перевести в положение перпендикулярное фанерной площадке (вид А на рис. 1).

5.3.2. Надеть рымы на металлические зацепы до упора.

5.3.3. Установить транец на баллон лодки.

5.3.4. Не допускать зазора между зацепами и рымами в осевом направлении, чтобы исключить «болтанку».

5.3.5. Плотно прижать рымы через навесной транец к баллону, обвести контур рымов шариковой ручкой и нанести риски для отметки точного положения.

Предупреждение: после разметки рымы местами не менять!

5.3.6. Обезжирить ацетоном склеиваемые поверхности на рымах и на баллоне лодки.
Приклеить каждый рым отдельно по разметке, начиная с риски. Плотно прижать и прикатать место склейки любым твердым и не острым предметом.
Для приклейки применять полиуретановый клей.
Предпочтительным является клей Bostik VINYCOL 1520

Разметку и приклейку рымов производить на надутой лодке.

5.3.7. Не ранее чем через 2 часа спустить баллон, вставить зацепы транца в рымы и вновь накачать баллон, проверить плотность крепления в рымах, покачивая транец вручную, после чего стравить давление в баллоне и транец снять. Баллон вновь накачать и выдержать сутки.

5.3.8. Первую эксплуатацию производить через сутки.

6. Демонтаж и хранение
6.1. Для снятия транца с лодки достаточно стравить воздух из баллона.
6.2. Разбирать транец не рекомендуется из-за потери самоконтрящих свойств гаек.
6.3. Перед хранением транец очистить от грязи и влаги.
6.4. Для удобства хранения рамку с верхними зацепами сложить (смотри вид А на рис.1).

Источники: http://okafish.ru/blesnenie/tranes.htm, http://katerlodkamotor.ru/notes/lodki-pvh-upor-vinta-progib-ballona, http://www.lotsman.su/publ/instrukcii_po_prmeneniju/tranec_navesnoj/2-1-0-64




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением