Установите правильную последовательность передачи звуковых колебаний



УХО И МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА

Ухо и механизм восприятия звука. Ухо представляет собой сложный специализированный орган, состоящий из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо является звукоулавливающим аппаратом. Звуковые колебания улавливаются ушными раковинами и передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего. Улавливание звука и весь процесс слушания двумя ушами, так называемый биниуральный слух, имеют значение для определения направления звука. Звуковые колебания, идущие сбоку, доходят до ближайшего уха на несколько десятичных долей секунды (0,0006 с) раньше, чем до другого. Этой предельно малой разницы во времени прихода звука к обоим ушам достаточно, чтобы определить его направление.

Среднее ухо представляет собой воздушную полость, которая через евстахиеву трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают 3 слуховые косточки, соединенные друг с другом, — молоточек, наковальня и стремечко, а последнее через перепонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе — перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. В среднем ухе имеется особый механизм адаптации к изменениям интенсивности звука. При сильных звуках специальные мышцы увеличивают натяжение барабанной перепонки и уменьшают подвижность стремечка. Тем самым снижается амплитуда колебаний, и внутреннее ухо предохраняется от повреждений.

Внутреннее ухо с расположенной в нем улиткой находится в пирамидке височной кости. Улитка у человека образует 2,5 спиральных витка. Улитковый канал разделен двумя перегородками (основной мембраной и вестибулярной мембраной) на 3 узких хода: верхний (вестибулярная лестница), средний (перепончатый канал) и нижний (барабанная лестница). На вершине улитки имеется отверстие, соединяющее верхний и нижний каналы в единый, идущий от овального окна к вершине улитки и далее к круглому окну. Полость их заполнена жидкостью — перилимфой, а полость среднего перепончатого канала заполнена жидкостью иного состава — эндолимфой. В среднем канале расположен звуковоспринимающий аппарат — кортиев орган, в котором находятся рецепторы звуковых колебаний — волосковые клетки.

Механизм восприятия звука. Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний.
Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами — волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.

Проводимость звука. Различают воздушную и костную проводимость. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость: звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке. Этот механизм передачи звуковых колебаний имеет значение при погружениях человека под воду.
Человек обычно воспринимает звуки с частотой от 15 до 20 000 Гц (в диапазоне 10-11 октав). У детей верхний предел достигает 22 000 Гц, с возрастом он понижается. Наиболее высокая чувствительность обнаружена в области частот от 1000 до 3000 Гц. Эта область соответствует наиболее часто встречающимся частотам человеческой речи и музыки.

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

1) нервным волокном,
2) центральной нервной системой,
3) нервом,
4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) во внутреннем ухе,
2) в среднем ухе,
3) на барабанной перепонке,
4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

1) затылочную,
2) теменную,
3) височную,
4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

1) затылочной,
2) височной,
3) лобной,
4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

1) сетчатка,
2) зрачок,
3) зрительный нерв,
4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

1) нарушению равновесия,
2) воспалению среднего уха,
3) ослаблению слуха,
4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

1) изменяющих кривизну хрусталика,
2) верхних и нижних век,
3) регулирующих размер зрачка,
4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

1) слуховой трубой,
2) ушной раковиной,
3) перепонкой овального окна,
4) слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

1) слуховыми нервами,
2) рецепторами улитки,
3) барабанной перепонкой,
4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) нервных волокнах,
2) телах нейронов ЦНС,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

1) чёрный пигмент поглощает световые лучи,
2) происходит преломление световых лучей,
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

1) сетчатки,
2) хрусталика,
3) радужной оболочки,
4) стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

1) зрительный нерв,
2) зрительные рецепторы,
3) зрачок и хрусталик,
4) зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

1) слуха,
2) зрения,
3) речи,
4) обоняния.

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

1) костный лабиринт,
2) улитка,
3) полукружные канальца,
4) все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.


Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,
Б) воспринимают информацию из внутренней среды,
В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
Г) располагаются в исполнительном органе,
Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,
Б) зрачок,
В) хрусталик,
Г) стекловидное тело,
Д) сетчатка,
Е) жёлтое пятно.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,
Б) перепонка овального окна,
В) слуховые косточки,
Г) барабанная перепонка,
Д) жидкость в улитке,
Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,
Б) стекловидное тело,
В) сетчатка,
Г) хрусталик,
Д) роговица,
Е) зрительная зона коры мозга.


Задания со свободным ответом.

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

Ответы к заданиям части А.

1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. 10 класс

Контрольная работа рассчитана на 2 урока.
Вариант 1

Часть 1 (А)
A1. «
Красная книга» – это:

1) сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов

2) документ. содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов

3) энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих Землю

4) международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов

А2. Наследственный аппарат клетки расположен:

4) в аппарате Гольджи

A3. Какое свойство характерно для тел живой природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

4) обмен веществ

A4. Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает:

1) корневые волоски

3) древесину стебля

4) верхушечные почки

А5. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в половом размножении растений?

4) Г
А6. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

А7. Укажите признак, по которому птиц можно отличить от млекопитающих:

1) двойное дыхание

2) развитие зародыша на суше

3) высокий обмен веществ

4) замкнутость кровеносной системы

1) Хрящевые рыбы

А9. В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных привело к возникновению:

1) жаберного дыхания

2) легочного дыхания

3) трахейного дыхания

4) дыхания всей поверхностью тела

А10. Какой из перечисленных органов расположен в грудной полости тела человека?

2) тонкий кишечник

4) поджелудочная железа

А11. У футбольного болельщика во время матча усиливается выделение гормона, вырабатываемого:

2) поджелудочной железой

3) потовыми железами

А12. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врожденный

2) искусственный активный

3) естественный приобретенный

4) искусственный пассивный

А13. В какой камере сердца человека наблюдается максимальное давление крови?

1) левом желудочке

2) правом желудочке

3) левом предсердии

4) правом предсердии

В задании В1 выберите три верных ответа из шести. запишите выбранные цифры в бланк ответов.

В1. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб?

1) Органы дыхания представлены легкими и кожей.

2) Имеется внутреннее и среднее ухо.

3) Головной мозг состоит из пяти отделов.

4) Имеется плавательный пузырь.


5) Сердце трехкамерное.

6) Один круг кровообращения.

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите последовательность букв или цифр в бланк ответов.

В2. Установите соответствие между строением клетки и ее видом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Строение клетки Вид

А) отсутствует оформленное ядро 1) прокариотная

Б) хромосомы расположены в ядре

В) имеется аппарат Гольджи 2) эукариотная

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ накапливается в митохондриях

Е) половых хромосом нет

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов. Запишите получившуюся последовательность букв в бланке ответов.

В3. Установите правильную последовательность расположения организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

В) полярные совы

Часть 3(С)
Дайте полный развернутый ответ.

С1. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения).

Прочитайте текст и выполните задания С2 и С3.
Дыхание растений и фотосинтез

У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород. проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней. а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород. образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днем, и ночью. Днем для дыхания используется в основном атмосферный кислород. а ночью, когда устьица закрыты, – кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключенная в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней.


Дыхание растений – процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит. главным образом, в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зеленым пигментом – хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества образуются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду.

С2. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика дыхания растений и фотосинтеза» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3

В3. Установите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха человека:

Б) перепонка овального окна

В) слуховые косточки

Г) барабанная перепонка

Д) жидкость в улитке

Е) рецепторы органа слуха
Часть 3(С)
С 1. Объясните, почему дышать надо через нос.

Прочитайте текст и выполните задания С2 и С3.
Строение и функции кожи

В коже человека выделяют три слоя: эпидермис, дерму и подкожную жировую клетчатку.

Эпидермис образован многослойным эпителием. Его внутренние клетки постоянно делятся. а наружные отмирают и слущиваются. Эпидермис содержит пигмент меланин. Под действием солнечного света количество пигмента увеличивается и кожа приобретает загар.

Дерма (собственно кожа) образована соединительной тканью, в которой содержится множество волокон, придающих коже эластичность. В дерме находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы. кровеносные и лимфатические сосуды. Волосы и ногти – производные кожи. К корням волос подходят кровеносные сосуды, нервные окончания и мышечные волокна.

Подкожная жировая клетчатка (гиподерма) выполняет функцию изолирующего слоя, придаёт телу округлость и является энергетическим резервом.

Площадь кожи человека составляет около 2 квадратных метров. Кожа выполняет различные функции: защитную, терморегулирующую, выделительную. рецепторную, депо крови, синтез витамина D, запасающую.

С2. Заполните таблицу:

Строение и функции кожи

Источники: http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/ukho-i-mekhanizm-vospriyatiya-zvuka, http://edu.murmansk.ru/www/to_teacher/ege/biology/anatomy/analizatory.htm, http://zabika.ru/adpopad/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2B%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B2%2B%25D1%2583%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0.%2B%25D0%2592%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2582%2B1%2B%25D0%25A7%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C%2B1%2B(%25D0%2590)%2B%25C2%25AB%25D0%259A%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BA%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25B0%25C2%25BBd/main.html




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением