Правильное употребление слова есть



Лексические нормы (употребление слова), паронимы

Лексические нормы (употребление слова).

Это задание проверяет твое умение различать паронимы.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.

различающиеся конечными буквами.

В задании А2 они встречаются достаточно редко, поэтому их не так уж и сложно запомнить.

У платить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег)

О платить - Заплатить за что-нибудь

Пред ставить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо

Предо ставить - Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

В стряхнуть - Приподняв, потрясти с силой.

Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить.

По верка - Сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.).

Про верка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо.

Об судить - Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.

О судить - Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить.

Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.

Нес терпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый.

О писка - Ошибка в написании чего-н. по рассеянности.

От писка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.

Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.

КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.

КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н. содержащий в себе краску (спец).

Различающиеся конечными буквами.

База – Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.

Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.

Абонент – Владелец абонемента (лицо или учреждение).

Абонемент – Право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.

Невежа – Грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Невежда – Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

Адресат – Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).

Адресант – Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)

Дипломат – Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.

Дипломант – Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

В этой главе представлены не все примеры, которые возможны в задании А2. Чаще всего, тебе придется заглядывать в словарь, чтобы определить значения слов.

1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.

2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.

3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!

4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.

5. Если возможно, вспомни отличия в значении.

Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент. этот алгоритм не сработает.

В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?

1) В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.

2) Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.

3) Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.

4) Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.

Враждебныйвражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн -. Значение - выражающий враждебное отношение.

Вражескийвраг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск -. Значение - принадлежащий врагу.

Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.

В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.

Таким образом, правильный вариант №1.

1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

2. В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?

1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь.

2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества.

3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом.

4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.

3. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?

1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.

2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.

3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Ошибки в употреблении слов

Чтобы правильно и хорошо говорить, надо ясно мыслить. Это требует умения выбирать и употреблять в речи наиболее точные и нужные слова. Если человек употребляет неточные или первые попавшиеся слова, значит, он не до конца продумал содержание своего выступления.

К сожалению, нам редко приходится слышать содержательную, хорошо оформленную речь. Люди, допускают большое количество ошибок, связанных с неправильным словоупотреблением. Причина этому — невнимательное отношение к значению слова, нежелание вдуматься в его смысл, или как говорят ученые, в его семантику. Примеры ошибок в употреблении слов встречаются буквально на каждом шагу: «Рабочие шли на любое поручение» (вместо выполняли любое поручение); «Мы обратно вышли на бульвар» (вместо опять или снова). В этих предложениях слова употреблены без присущего им в литературном языке значения. «Краеведению и туризму в нашей школе уделяется первоочередное внимание» (вместо главное или основное внимание). Здесь неправильное словоупотребление связано с неудачным выбором близкого по значению слова (синонима).

Большое количество ошибок возникает в результате смешения переносного и прямого значения слов, то есть в тех случаях, когда нарушается связь между образным и необразным содержанием слова и употребление его в переносном значении кажется неоправданным. Например: «Сергей всегда был запевалой лучших дел в классе; в пламенные годы Отечественной войны дед получил тяжелую контузию». Попытка автора этих фраз оживить речь, используя образное значение слов запевала и пламенные, оказалась явно неудачной. Ему следовало бы или отказаться от метафоризации, или заменить слово запевала словом инициатор (застрельщик), а слово пламенные словом суровые, имеющими прямое отношение к содержанию его речи.

Нередко ошибки в выборе слов вызываются смешением паронимов — слов, разных по значению, но близких по звучанию: экскаватор — эскалатор, австриец — австралиец, искусный — искусственный, скрытный — скрытый, факт — фактор, эффектный — эффективный и др.

Типичной ошибкой словоупотребления считается неоправданное использование так называемых плеоназмов — сочетаний слов, близких друг другу по значению, из которых одно оказывается лишним, например: «они сидели молча без слов»; «домашнее задание на дом».

Сюда же относятся ошибки, связанные с тавтологией — неуместным сочетанием однокоренных слов: «изобразить образ»; «характерная черта характера»; «замкнуть на замок»; «организовать организацию» и т. п.

Портят речь и грамматические перифразы, образующиеся путем введения в описательный оборот глагола или прилагательного прямого высказывания (вместо возражаю — позволю себе возразить, вместо недостаточно — мне представляется недостаточным); либо путем расщепления глагольного сказуемого (вместо умножаю — произвожу умножение, вместо оцениваю — даю оценку).

Наряду с точным словоупотреблением, главным достоинством культурной речи считается умелый выбор грамматических форм и конструкций, делающий ее логичной, последовательной и легко воспринимаемой. А между тем количество ошибок, связанных с грамматически неправильным выражением мысли исключительно велико.

К ним относятся:

  1. Неправильные образования падежных форм: «Время у нас было достаточно» (вместо времени); неправильное употребление формы единственного числа вместо множественного: «Они были друг с другом в хорошем отношении» (вместо в хороших отношениях); неправильное употребление форм местоимений: «У ней были красивые глаза» (вместо у нее); неправильное образование причастий и деепричастий: «Человек, собираемый в дорогу. (вместо собирающийся); он, не раздумываясь,прыгнул в воду» (вместо не раздумывая).
  2. Неправильный порядок слов в предложении: «Кого хотел Пушкин в повести «Дубровский» вывести под именем Дефоржа?» Нарушение норм управления падежами, замена одного падежа другим, например дательного родительным. «Благодаря настойчивости и таланта он добился больших успехов» (вместо настойчивости и таланту); неправильный выбор предлога. «пришел со школы, приехал с Павловска» (вместо из школы, из Павловска); нарушение норм согласования в числе и в роде между сказуемым и подлежащим: «Вся школа с уважением относятся к победителям конкурса» (вместо относится), «Постановка новой пьесы произвело сильное впечатление» (вместо произвела. впечатление); употребление полных прилагательных в роли сказуемого: «Женщина была очень признательная парикмахеру» (вместо признательна); неправильное употребление союзов: «Он хочет учиться бегать на коньках только потому, чтобы казаться ловким» (вместо для того чтобы); смешение косвенной речи с прямой: «Петя Ростов заявил, что я не могу учиться, когда отечество в опасности; староста поставил вопрос о том, что правильно ли, когда учащихся отрывают от занятий».

Обо всех здесь отмеченных, а также о некоторых других ошибках и пойдет речь далее, в виде отдельных грамматико-стилистических примеров .

В таком случае оставь свой комментарий или расскажи о ней друзьям и коллегам.

Как пишется правильно: кушать или есть?

Что мы делаем, принимая пищу: с удовольствием едим или с аппетитом кушаем? В синонимичном ряду есть, вкушать, кушать, трапезничать, насыщаться каждый глагол имеет выраженный смысловой оттенок, поэтому употребление в речи этих слов должно соответствовать определенной ситуации общения и стилю языка.

В чем же разница между глаголами есть и кушать ?

Глагол есть – нейтральное в экспрессивном отношении слово, которое доминирует в общем синонимичном ряду глаголов, обозначающих процесс еды. Он употребляется в литературной речи, не имеет стилистических ограничений и в современном русском языке считается общеупотребительным.

Его синоним кушать используется в речи как часть этикетной формулы «кушать подано» или вежливого приглашения к еде с употреблением глагола повелительного наклонения «кушайте, пожалуйста ». Он уместен при общении с детьми, но приобретает оттенок манерности, если звучит по отношению к взрослым. Фазы «Хочу кушать», «Сейчас кушать будем», «Я кушаю» противоречат современным стилистическим нормам .

Глагол есть образован от старославянской формы ясти. связанной с существительным яства, то есть еда. Кушать имеет общий корень со словами куш, кусок, кусать, то есть кушать – значит съедать небольшую часть блюда, лакомиться. Правописание этих слов частично сохранило изначальную форму, но их современное лексическое значение перестало резко отличаться по содержанию. Однако стилистические различия в современном употреблении глаголов есть и кушать проявляются особенно отчетливо:

Мы ничего не ели. (нейтральные языковые стили)

Мы ничего не кушали. (разговорный стиль)

Кушай. положи себе салата. (форма вежливого обращения)

Ешь. все очень свежее. (нейтральные языковые стили)

TheDifference.ru дает следующие рекомендации по употреблению в речи глаголов есть и кушать:

  1. Глагол есть стилистически нейтрален. Его употребление в речи считается нормой литературного языка. Глагол кушать имеет стилистические ограничения в употреблении.
  2. Слово есть употребляется в любой речевой ситуации, связанной с обозначением процесса еды. Слово кушать используют по отношения к детям и в этикетных формулах.
  3. Недопустимо употреблять глагол кушать в речи мужчины. Женщинам позволяется ограниченное употребление этой формы.

Источники: http://5-ege.ru/leksicheskie-normy-paronimy/, http://www.rusresh.ru/slova.html, http://thedifference.ru/kak-pishetsya-pravilno-kushat-ili-est/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением