Правильно составить программу обучения



do_trainings

Бери & Веди - Разработчик Тренинговых Программ

Как написать программу тренинга: урок первый – структура do_trainings 17 июня, 2009

Как написать программу тренинга: урок первый – структура


Большинство тренинг-менеджеров сталкиваются с трудностями при самостоятельном написании программы тренинга. Еще бы - одно дело проводить уже готовые небольшие программы, или обучение по продукту, и совершенно другое – с «0» написать качественный тренинг. Да так написать, чтобы участникам понравилось, чтобы руководству не стыдно было показать, чтобы, в конце концов, его провести без проблем.

По опыту компании «Провокация РОСТА», за девять лет работы, были написаны сотни тренинговых программ разной тематики. Поэтому, сегодня, подумав, я решила: «А почему бы не рассказать немного о нашем опыте написания тренинговых программ, ведь кому-то это может оказаться действительно полезным!»

Давайте на первом уроке поговорим о структуре тренинга и сделаем 7 шагов по пути создания программы.

Шаг 1: Чего изволите? – ставим цели тренинга.
Самое первое, что должен сделать тренер – заложить основу программы, которая в дальнейшем определит его успех или неудачу. Для этого необходимо выполнить три задачи:

  1. оценить разрыв между актуальным и требуемым уровнем эффективности сотрудников;
  2. уточнить для себя, решается ли поставленная задача обучением;
  3. решить, будет ли тренинговая форма обучения эффективной в данном случае?
Важно так же собрать информацию: кого учить, чему учить, где учить. После этих, на первый взгляд, не хитрых действий у вас появится достаточно материала для постановки целей тренинга.

Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.
Это, можно сказать, наша фирменная мулька. Вторым шагом при разработке программы тренинга является создание концепции тренинга. Это самая творческая часть всего процесса, здесь нужно точно определить основную идею, мысль и подход. Будьте уверены - нет концепции, нет органики. Про создание концепции можно много говорить, но главное для себя понять необходимость и пользу такого мероприятия. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия», да мало ли еще идей может прийти в голову профессионалу. Главное это придаст целостность тренингу и не даст вам возможности разбрасываться. Уверенна, что у вас есть свои рецепты, тогда поделитесь, будем признательны.

Шаг 3: Составляем план тренинга.
Теперь уже можно составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули.

Шаг 4: Создаем технологии работы.
Тренинг как метод позволяет использовать множество технологий и в рабочем арсенале каждого тренер есть набор готовых, рабочих (в смысле реально работающих, адаптированных под специфику деятельности компании) алгоритмов, технологий и схем.

Если не хочется использовать старые технологии, а новые придумать не получается, то есть отличный вариант - выработка технологии силами участников в процессе тренинга. Тогда создается и испытывается на эффективность инструмент, «заточенный» под специфику работы непосредственных участников.

Шаг 5: Подбираем методы обучения
Арсенал методов обучения в тренинге очень широк. Я использую около 21 метода, о них достаточно много написано в профессиональной литературе. Сейчас же хотелось обратить ваше внимание на простые, но не всегда очевидные истины.

Выбирайте методы в зависимости от цели тренинга:
Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия).

Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга:
Если тренинг направлен на формирование практических навыков продаж, то основными методами будут ролевая игра, видеоанализ, метод кейсов, анализ и решение практических ситуаций.

Выбирайте методы в зависимости от особенностей группы:
Если группа открыта, участники доброжелательны и позитивно настроены на обучение, то уместны будут методы, направленные на межличностное взаимодействие, самоанализ и самораскрытие участников (рисуночная методика, визуализация, ролевые и деловые игры, метод «Do it wrong»).

Выбирайте методы в зависимости от временных ресурсов:
Помните, что наиболее предсказуемы по временным затратам методы: мини-лекция, выполнение практического задания, ролевая игра (с ограничением времени), видеопросмотр. А значительных временных затрат требуют такие методы как модерация, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, ролевая игра со свободным сюжетом.

Шаг 6: Пишем программу тренинга
Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Таким образом, структура программы тренинга основывается на закономерностях групповой динамики. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий.

Шаг 7: Разрабатываем стимульный материал
Возможно, вы никогда не разрабатываете подобный материал, считая это лишней тратой времени и сил и, тем не менее, вы уверенны, что у вас получаются хорошие тренинги. Наберитесь терпения, сделайте это качественно, и вы будете эффективнее, чем ваши 99,9% коллег.

Конечно, это не единственная структура создания программы тренинга. Какой-нибудь тренер, который ведет тренинги с конца 80-х годов, скажет: «А я это по-другому делаю». («А я этот салат вкуснее готовлю, чем твоя жена, я туда еще яблочко тру») Но большинство из вас это недавние практики и в написании тренинговых программ вы новички, не правда ли? Поэтому старайтесь избегать тех ошибок, которые допускают большинство тренеров на первом этапе:
  • Непродуманная концепция: то ли праздник, то ли лекция, то ли театр одного актера;
  • Предоставление неадекватного теоретического материала (включая нерабочие технологии – не эффективные, громоздкие);
  • Ориентация не на результат тренинга, а на свой профессиональный багаж (расскажу, что знаю);
  • Предоставление материала без учета уровня и потребностей группы;
  • Отсутствие четкой структуры материала;
  • Раздаточный и стимульный материал не соответствует заявленным целям тренинга или вообще от другой программы;
  • Некачественное оформление (общая неопрятность, смешение стилей, обилие картинок).

P.S. Готова поспорить, что у вас есть свое мнение по этому вопросу. Напишите его в комментарии, чуть ниже, и мы с удовольствием его обсудим.

Наш сайт

Составление программы обучения

Во-первых, важно подготовить общий годовой план. В этом плане составляется программа тренировки техники игры в школе настольного тенниса, в то время как для опытных спортсменов программа тренировок составляется в соответствии с тренировочными периодами в течение года. В рамках общей программы планируется каждая конкретная тренировка. Невозможно составить детальный план каждой тренировки на длительный период времени, так как это зависит и от реализации глобальных планов, как то: насколько прогрессирует обучение спортсмена, не набрал ли он хорошую форму слишком быстро, не слишком ли много он тренируется и т.д. Рабочее расписание каждой тренировки должно содержать детальное описание, то есть описание упражнений, которые следует выполнить, а также их последовательность, продолжительность и интенсивность. Чем опытнее игроки, для которых составляется программа, тем в большей степени эта программа должна учитывать индивидуальные характеристики спортсменов.

При составлении программы необходимо ставить цели тренировки, учитывая способности теннисиста и его уровень игры. Спортсмену должны быть известны основные цели программы тренировок.

У принципа контроля работы два аспекта - во-первых, осуществляется контроль со стороны тренера, а во-вторых, осуществляется самоконтроль.

Контроль следует воспринимать не исключительно как наблюдение и оценку игры теннисиста, а скорее как общее представление об уровне мастерства, которое может помочь исправить замеченные ошибки. Тренер осуществляет контроль постоянно, он наблюдает и оценивает выполнение упражнений, уровень техники и тактику, а также исправляет ошибки и программу обучения в соответствии со своими наблюдениями. Правильное обучение технике и индивидуальный подход к обучению возможны только при условии постоянного контроля. Без контроля самый лучший план тренировок бесполезен, так как только при осуществлении контроля можно исправлять ошибки игрока, корректировать применение упражнений, планировать нагрузку и т.д.

Тренер должен сообщать спортсмену о результатах контроля и о сделанных выводах, а также обсуждать с теннисистом все возникшие проблемы. Важен и самоконтроль. Игрок должен осуществлять самоконтроль во всем, контролировать технические и тактические аспекты игры и свое состояние, а также обсуждать с тренером возможности улучшения качества игры и исправления ошибок.

Как создать свою программу?

Практически все пользователи ПК размышляли о том, чтобы написать собственную программу. Даже если она будет невероятно простой, но зато полезной и сделанной лично вами. Естественно, для этого требуются определенные знания и навыки в области программирования. Однако, если регулярно практиковаться и изучать материалы по поводу того, как создать программу для компьютера, то в будущем можно научиться создавать полезный софт, выкладывать его в Сети и даже зарабатывать на нем.

Создание программы

  1. Если вы твердо решили воплотить мечту о собственной программе в реальность, то изначально определитесь, чему она будет посвящена (какие задачи она позволит решить). Тут многое будет зависеть от вашей фантазии и личных предпочтений. Вполне возможно, что вы уже сталкивались с тем, что для решения конкретной проблемы в Интернете нет подходящих программ, поэтому вам захотелось написать свою. На этой стадии нужно понимать, на какую аудиторию она будет рассчитана.
  2. В дальнейшем сделайте выбор в пользу определенной операционной системы. Каждый программист, прежде чем создать программу, продумывает, в какой среде она будет функционировать. На сегодняшний день наиболее популярной и распространенной считается ОС Windows. Именно поэтому свой выбор рекомендуется остановить на этой системе.
  3. Определитесь со средствами программирования. К примеру, чтобы создать простую чит программу, можно использовать следующие языки программирования: Borland Delphi, MS Visual Basic, C++ Builder. Они предоставляют возможность писать программы по принципу конструктора – из готовых элементов вы формируете единое целое.
  4. Кроме того, можно скачать специальные программы. К примеру, «Алгоритм» (скачать ее можно с сайта). Установите программу на свой персональный компьютер и можете пытаться создавать свои первые простейшие приложения. Интерфейс «Алгоритма» русскоязычный. Разобраться в этой программе не составит особого труда.
  5. Во время написания своего приложения попробуйте выделить определенную «изюминку» - то, что будет отличать программу, написанную вами, от аналогов. Поработайте над интерфейсом. Если это ваша первая программа, то рекомендуется отдать предпочтение типичному Windows-интерфейсу. Можно использовать дизайнерские формы. С их помощью вы не просто поймете, каким будет интерфейс приложения еще на стадии построения, но и сможете задавать характеристики различных объектов, что существенно облегчит процесс.
  6. Постарайтесь оформить собственные идеи в алгоритм. Если приложение довольно серьезное (например, вы решили создать программу для взлома) и функционирует с собственным типом файлов, то его необходимо зарегистрировать за программой. Для этого применяется специализированный инсталлятор.
  7. Создайте файл помощи. Для этого желательно использовать специальные компиляторы. Они поставляются с различными средами визуального программирования (Visual Basic, Delphi и пр.).

Разумеется, сделать все это без надлежащей подготовки крайне сложно. Именно поэтому предварительно стоит пройти небольшое обучение и разобраться в основах программирования, прежде чем приступать к созданию собственных приложений.

Дополнительную информацию о написании программ можно найти в статье Как написать программу .

Ещё больше интересного

Источники: http://do-trainings.livejournal.com/852.html, http://studopedia.ru/8_78100_sostavlenie-programmi-obucheniya.html, http://elhow.ru/ucheba/informatika-i-ikt/kak-sozdat-svoju-programmu




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением